Travelport с 18 января

Чартерные перевозки из Москвы с начала года упали вдвое, на майские праздники – на 30%

Количество пассажиров, летающих чартерами через московские аэропорты, сократилось за год почти вдвое. По данным Росавиации, международными нерегулярными рейсами за первые три месяца перевезено на 45,7% меньше пассажиров – 652,4 тыс. человек против 1,2 млн. в 2014 году. Спрос на зарубежный отдых в первые три месяца 2015 года, которые и без кризиса считаются низким сезоном в туризме, значительно сократился. Это заставило туроператоров серьезно пересмотреть свои чартерные программы: Tez Tour сократил полетную программу в Египет, «Пегас Туристик» – рейсы в Испанию из регионов, TUI отказался от рейсов на острова Ибица и Тенерифе.

Соответственно, самый сильный удар пришелся на авиакомпании, специализирующиеся на нерегулярных перевозках и сотрудничающие с ведущими российскими туроператорами. Количество пассажиров, перевезенных в первом квартале одной из крупнейших чартерных авиакомпаний страны – Nordwind Airlines – упало почти на 60%, с 767 тыс. до 311 тыс. человек. Авиакомпания «Икар» (работает под брендом Pegas Fly) перевезла на 43% меньше пассажиров: 131 тыс. с января по март 2015 года против 228,4 тыс. за аналогичный период прошлого года. Сокращение почти в 60% показал также перевозчик I Fly: 72,9 тыс. пассажиров против 175,8 тыс. годом ранее. Сильно упало количество пассажиров на рейсах и других крупных чартерных перевозчиков страны: «Когалымавиа» зафиксировала сокращение на 41%, «Таймыр» (летает под брендом Nordstar Airlines) перевез на международных чартерных рейсах на 32% меньше пассажиров.

Перевозчики пытаются оптимизировать расходы. Так, за последний квартал прошлого года Nordwind Airlines, основным заказчиком которого выступает «Пегас Туристик», сократил флот на восемь самолетов. В первом квартале этого года перевозчик прекратил эксплуатацию еще двух самолетов. Меры по оптимизации предпринял и «Икар», тесно сотрудничающий с тем же туроператором. В конце прошлого года компания приземлила четыре Boeing 757-200, а в апреле 2015 года – самолета Boeing 767-300. Сотрудничающая с туроператором Tez Tour авиакомпания I Fly за первый квартал этого года отказалась от использования двух самолетов Boeing 757-200, сохранив за собой небольшой парк из пяти воздушных судов (два Airbus A330 и три Boeing 757).

Одним из способов выжить на рынке становится также перепрофилирование в регулярного перевозчика и увеличение количества внутренних российских рейсов. Такой модели придерживается дочерняя компания «Аэрофлота» – «Оренбургские авиалинии». В этом году перевозчик будет переориентирован в основном на выполнение регулярных рейсов, в том числе в Симферополь.

Авиакомпания I Fly сделала ставку на растущий рынок китайского выездного туризма: в конце апреля авиаперевозчик объявил о старте регулярных рейсов в северо-западные китайские города Сиань, Тяньцзинь и Шэньян. Она будет первой авиакомпанией, которая свяжет регулярным авиасообщением Москву с этой промышленной частью Китая. О выходе с регулярными рейсами на внутренний рынок России заявила и авиакомпания «Икар»: перевозчик планировал с апреля и мая начать прямые рейсы в Симферополь из 10 городов Сибири и Дальнего Востока. Однако из-за низкого спроса старт программы был отложен на лето.

Тем не менее общая конъюнктура российского рынка авиаперевозок не слишком позитивна. По словам авиаэксперта Олега Пантелеева, сегмент внутренних авиаперевозок в России уже плотно поделен и «решительно перегружен». «У выходящего на этот рынок перевозчика возможностей закрепиться не слишком много. Одна из них – демпинг, но он приведет лишь к продлению агонии и неизбежному финалу», – заметил он.

Что касается модели чартерных перевозок, ее перспективы напрямую зависят в том числе от уровня доходов населения, который в последний год значительно сократился из-за обесценивания рубля. «Но есть надежды на то, что падение евро на международном валютном рынке откроет хоть какое-то окно возможностей для возобновления интенсивной программы на европейских направлениях и, как следствие, возможность загрузки на достаточном для авиаперевозчиков уровне»,- полагает эксперт.