Президент РСТ отчитался за первые три месяца работы
Президиум правления Российского союза туриндустрии на онлайн-заседании подвел итоги работы за три весенних месяца. Они оказались самыми тяжелыми в истории отечественной туриндустрии, а значит, защита интересов турбизнеса была важна, как никогда. Президент РСТ Андрей Игнатьев, возглавивший организацию в марте с.г., в своем отчете перечислил самые важные моменты проделанной работы.
За эти три месяца РСТ направил в различные органы власти 90 обращений в защиту туротрасли, в том числе в соавторстве с такими общественными организациями, как РСПП, ТПП, РГА, АТОР и «Турпомощь». «Мы достигли значимых результатов, благодаря объединению усилий отраслевых организаций, власти, интенсивной работе руководства РСТ, его региональных отделений, комитетов и комиссий, а также СМИ», – сказал Андрей Игнатьев.
Среди ключевых решений, которых удалось добиться при активном содействии РСТ Андрей Игнатьев назвал:
- обнуление взносов в резервный фонд «Турпомощи» до 1 рубля уже в марте;
- в апреле туристическая деятельность была включена в состав отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19;
- перенесено на 2021 год рассмотрение законопроекта, устанавливающего гостиничный сбор;
- ускорено рассмотрение законопроекта о введении с 1 января 2021 года электронных виз для иностранных туристов. Владимир Путин поручил принять закон до 1 октября 2020 года;
- в очередной раз удалось перенести запрет на организованные перевозки детей автобусами старше 10 лет, срок сдвинут на 1 июля 2021 года;
- в мае РСТ много и активно работал с Роспотребнадзором. По настоянию союза и других отраслевых организаций были в итоге смягчены рекомендации по открытию санаториев в условиях распространения коронавируса;
- Роспотребнадзор и Росавиация официально отказались от требования «шахматной рассадки» пассажиров на борту самолетов;
- Госдума приняла закон, позволяющий правительству устанавливать отсрочку по исполнению обязательств туроператоров по несостоявшимся турам. За два дня РСТ собрал в поддержку этого закона более 11 тыс. подписей.
- уменьшен размер взноса при возврате железнодорожных билетов с 202 рублей до 2 рублей 60 коп.
РСТ: главное за три месяца – в двухминутном видеоролике.
Вся эта работа была проделана в беспрецедентно сжатые сроки, отметил Андрей Игнатьев. Руководство РСТ продолжает шаги в этом направлении. В работе – утверждение механизма оформления отсрочки обязательств туроператоров по несостоявшимся турам, письмо со своими предложениями РСТ направил в правительство 2 июня. С Роспотребнадзором обсуждается возможность дальнейшего смягчения условий работы санаториев. Формируются предложения по возобновлению въездного и выездного туризма в России, письмо с условиями и возможными сроками открытия международного туризма направлено в Ростуризм. «Чем быстрее откроется международный туризм, тем быстрее отрасль восстановится и решит свои проблемы, не прибегая к помощи государства, а за счет рыночных механизмов», – полагает г-н Игнатьев.
РСТ занимается сейчас также вопросами реформирования системы финобеспечения ответственности туроператоров. Необходимо в ближайшее время провести расширенное совещание представителей РСТ, юристов, туроператоров, «Турпомощи» и разработать комплекс мер, чтобы помочь туроператорам уйти от зависимости от страховых компаний и банков.
Члены президиума в своих выступлениях положительно оценили результаты работы президента и руководства РСТ. Почетный президент РСТ Сергей Шпилько поддержал основные направления работы союза на ближайшее время, обозначенные Андреем Игнатьевым: «Действительно, важнейший вопрос на сегодня – сроки и форматы возобновления международного туризма. Важно также работать над снижением финансово-административной нагрузки на турбизнес, но нельзя забывать и о получении помощи, выделенной государством. Надо признать, что обещанную помощь бизнес практически не получил или получила малая его часть».
Со страхованием ответственности бизнес попал просто в критическую ситуацию, и пока эта проблема не решена. «Нас также ждут тяжелые испытания с электронной путевкой и гостиничным сбором. Предотвратить их – самая тяжелая задача, – продолжил Сергей Шпилько. – Не стоит забывать о создании новых инструментов субсидирования отрасли. Кстати, не было сказано, что мы добились увеличения субсидирования туроператоров по внутреннему и въездному туризму».
Важнейшее направление – реформирование системы финансовой ответственности туроператоров, считает г-н Шпилько. «Оно неизбежно, это уже было анонсировано на совещании у главы правительства, когда в острой дискуссии решался вопрос об отсрочках по несостоявшимся турам. Очевидно, что власти этим займутся уже в ближайшее время, и важно участвовать в этом процессе, чтобы институт финобеспечения реформировался с участием турбизнеса, а не по схемам, навязанным сверху», – сказал Сергей Шпилько.
Генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» (МГП) Сергей Агафонов поднял тему поддержки турагентств, прежде всего, региональных. По его словам, в Москве действует программа поддержки начинающего малого бизнеса (ООО и ИП), который покупает франшизу на оказание какой-то услуги, в том числе, в туризме. «Программа предусматривает поддержку компаний, входящих в сеть. Мы сейчас пытаемся ее получить. Это субсидии в форме компенсации затрат по договору за прошлый год, а также выплаты на два ближайших года вперед, то есть компенсация в рамках трехлетних договоров. Но в регионах таких программ нет. Мы уже написали письма в Минэкономразвития, в Ростуризм. Давайте еще и на уровне РСТ поработаем над такой поддержкой для региональных агентств», – предложил г-н Агафонов.
Генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев выразил одобрение деятельности нового президента РСТ: «Вы приступили к этой работе в беспрецедентное время, не помню ничего подобного за долгие годы в турбизнесе. Сделано многое, надо продолжать двигаться дальше».
Как полагает г-н Тополкараев, прошедшие три месяца – еще не самое трудное время. «Все мы находимся на самоизоляции, жизнь замерла, но скоро все придет в движение, люди вернутся к активной жизни. И в том числе, заработают суды, в которые туристы пойдут с разного рода требованиями. А турбизнес стоит и, судя по всему, будет еще долго стоять», – пояснил он.
То, что происходит во внутреннем туризме, тоже особых надежд не внушает. Скорее всего, до июля не откроются по-настоящему ни Сочи, ни Крым. Два летних месяца пролетят быстро, заработать на них трудно – и дальше турбизнес входит в низкий сезон, который всегда бывает не простым, а в нынешних условиях будет просто нулевым. «В итоге можно констатировать, что с марта и туроператоры, и турагентства будут иметь нулевые финансовые потоки», – заметил г-н Тополкараев.
Он также указал на то, что крупные туроператоры практически обделены государственной помощью, так как не относятся к предприятиям малого бизнеса. «Мы, например, практически ничего не получили, кроме отсрочек по оплате налогов, а это не очень существенная мера. Поэтому предлагаю добиваться признания туризма не одной из пострадавших отраслей, а самой пострадавшей, как оно и есть на самом деле. Все компании отрасли, независимо от формальных признаков, должны рассчитывать на господдержку. Не будем забывать, что 10% туроператоров генерируют 80% турпотока», – сказал гендиректор «Интуриста».
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»