Каждый пятый в России заявил о значительном падении дохода из-за пандемии
Доля россиян с доходом ниже 15 тыс. в месяц выросла с 38,1% в феврале до 44,6% в июне, показал опрос по заказу компании «Росгосстрах Жизнь». Треть респондентов вынуждена была отказаться от трат на «мелкие удовольствия» во время кризиса.
Почти 45% россиян живут на доходы ниже 15 тыс. рублей. Доля россиян со среднемесячным доходом выше 15 тыс. руб. снизилась с 61,8% в феврале до 55,3% в июне, а доля респондентов с доходом выше 25 тыс. руб. уменьшилась с 36,2% до 27,1%, следует из результатов исследования.
Наибольшее число россиян живут на доход от 5 тыс. до 15 тыс. руб. в месяц. Доля этой группы за время пандемии выросла с 31,2% в феврале до 36,5% в июне. Больше всего граждан с таким доходом проживает в Кабардино-Балкарии (56,3%), Астраханской области (55%), Ставропольском крае (52,6%), Новгородской (42,9%) и Волгоградской (48,3%) областях.
Доля респондентов со среднемесячным доходом от 15 тыс. до 25 тыс. руб. выросла с 25,6% в феврале до 28,2% в июне. Больше всего жителей с таким доходом в Хабаровском крае (50%), Московской (43,8%), Белгородской (41,7%), Владимирской (40%) и Свердловской (39,1%) областях.
О среднем доходе на уровне менее 5 тыс. руб. в месяц сообщили 8,1% респондентов в июне, что на 1,2 п.п. выше, чем по итогам февральского опроса (6,9%). Наибольшая доля опрошенных с доходом до 5 тыс. руб. в Хабаровском крае (30%), Забайкальском крае (25%), Кабардино-Балкарии (25%), Волгоградской (24,1%) и Оренбургской (17,9%) областях.
Доля россиян с доходом 25-35 тыс. руб. снизилась с 15,3% в феврале до 13% в июне, с доходом 35–50 тыс. руб. – с 11,5% до 8,5%, а с доходом 50–100 тыс. руб. уменьшилась вдвое – с 7,6% до 3,5%.
Одновременно доля опрошенных с доходом более 100 тыс. руб., наоборот, выросла с 1,8% до 2,1%. Жителей с доходом 50-100 тыс. руб. больше всего в ЯНАО (33,3%), Московской области (18,8%), Москве (17,5%), ХМАО (11,1%) и Мурманской области (10,5%). С доходом от 100 тыс. руб. – в Москве (15%), Мурманской (10,5%), Тюменской (5,6%), Ростовской (5,6%) и Астраханской (5%) областях.
Изменение доходов из-за кризиса. 50,3% респондентов в ходе июньского опроса сообщили, что уровень их дохода и дохода членов семьи не изменился с момента начала пандемии и введения режима самоизоляции.
В то же время 19,7% отмечают «значительное» сокращение среднемесячного дохода с марта, например один из членов семьи потерял заработок.
Еще 16,5% рассказали о снижении дохода одного или нескольких членов их семьи.
Каждый десятый потерял заработок полностью.
Более 60% россиян не имели никаких сбережений до резкого ухудшения ситуации в экономике. Тем же, у кого накопления все-таки есть, в случае внезапной потери доходов хватит их в лучшем случае на полгода, показывало предыдущее исследование «Росгосстрах Жизнь».
Рост расходов на еду и антисептики. Около 42% опрошенных сообщили, что их бытовые расходы во время пандемии никак не изменились.
37,3% респондентов указали на рост трат на продукты, медицинские маски и антисептики; еще 4,1% сообщили, что их расходы выросли из-за поездок на такси, поскольку общественным транспортом в период пандемии они передвигаться опасались.
Меньше стали тратить 14,6% опрошенных.
32,4% респондентов вынуждены были отказаться от трат на «мелкие удовольствия» в условиях кризиса. Значительная же доля опрошенных (43,8%) отметила, что из-за невысоких доходов и до кризиса не «тратила на себя», поэтому вынужденного отказа от таких трат не было.
Падение реальных располагаемых денежных доходов россиян во втором квартале 2020 года даже с учетом реализации антикризисных мер поддержки населения может составить 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из оценки института «Центр развития» НИУ ВШЭ. По итогам 2020 года, согласно прогнозу экономистов ВШЭ, реальные располагаемые доходы россиян могут сократиться на 8,2% в базовом сценарии и на 12,1% – в пессимистичном.
Оценка ВШЭ падения реальных располагаемых доходов практически совпадает с апрельским прогнозом Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, который предполагает сокращение показателя на 17,5% во втором квартале 2020 года, но экономисты госкорпорации немного оптимистичнее в отношении годового результата показателя, прогнозируя сокращение на 6,5% по итогам 2020 года.
Официальный прогноз Минэкономразвития с учетом пандемического кризиса до сих пор не утвержден правительством, пишет РБК. Согласно последней версии документа министерство ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,5% по итогам текущего года.
В телефонном опросе участвовали 1,5 тыс. россиян старше 18 лет из всех федеральных округов. Исследование проводилось в феврале (с 26 февраля по 3 марта), то есть до введения основных карантинных ограничений и режима самоизоляции, и в июне – после ослабления режима самоизоляции, что позволило выявить влияние пандемии и ограничительных мер на финансовое положение граждан. За основной показатель принят названный респондентом средний доход за месяц без учета того, официальный он или нет.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»