На что тратят деньги китайские туристы в России
За девять месяцев 2019 года китайские туристы, приехавшие в Москву, делали покупки в среднем на 24,6 тыс. рублей, подсчитали аналитики платежной системы Sendy и ИT-компании «Эвотор». Обе компании выступают провайдерами услуг китайских платежных сервисов WeChat Pay и Alipay в российских магазинах.
Траты через эти платежные системы в других российских городах ожидаемо ниже, чем в столице. Средний чек пользователей WeChat в Петербурге – 19,9 тыс. руб., во Владивостоке – 13,6 тыс. руб., в Хабаровске – 12,4 тыс. руб., в Екатеринбурге – 10,8 тыс. руб., в Благовещенске – 9,5 тыс. руб., в Новосибирске – 8,8 тыс. руб.
Изучая чеки, аналитики пришли к выводу, что наиболее популярными товарами у китайских туристов являются янтарь и косметика. Совокупно на них приходится 30% от всех покупок в российских магазинах с помощью китайских платежных приложений. В пятерку главных по тратам товарных категорий входят также ювелирные украшения (12%), сувениры (8%), алкоголь (6%) и шоколад (5%).
Почему китайцы любят российский янтарь. Китайцы верят, что янтарь приносит благополучие и является символом достатка, указывает Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ». Цвет янтаря – священный в Китае: одеяния желтого цвета носили императоры, и долгое время он был запретным для всех, кто не относился к императорской фамилии, указывает востоковед и профессор факультета мировой экономики и политики ВШЭ Алексей Маслов.
Янтарь для китайской аудитории – примерно как бриллианты для западной, а после 2015 года слабый рубль сделал камень, в котором, как считают китайцы заключена энергия солнца, еще более доступным, пояснил президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
Кроме этого, в Китае есть современный миф, что янтарь лечит массу болезней, говорит г-н Маслов. По его словам, ажиотажный спрос создают блогеры, которые рассказывают, что носили янтарь и излечились от болезней или улучшили здоровье: девушки, к примеру, пишут, что у них улучшился цвет лица, а мужчины утверждают, что, если носить янтарные браслеты, повышается потенция.
У Александра Агамова есть «маркетинговая» версия популярности янтаря: историю камня, который не является драгоценным и никогда не был фетишем в России, придумали сами китайские туроператоры, чтобы продавать туристам русскую культуру, традиции и историю через осязаемые символы. Как пояснял ранее г-н Агамов РБК, китайские фирмы продают туристам дешевые туры, иногда ниже себестоимости, а потом отбивают их за счет покупок в магазинах на территории России, где цены завышены в несколько раз.
Почему растет количество покупок. Самыми первыми торговыми точками, которые стали принимать WeСhat Pay в январе 2019 года, были как раз магазины «Русский янтарь» в Петербурге (cистема Alipay работает в России с 2018 года).
Сейчас, по данным Sendy, 75% магазинов, принимающих платежи через WeChat Pay и Alipay, расположены в Москве, 8% – в Санкт-Петербурге. Одними из первых были универмаги ГУМ, ЦУМ, ДЛТ, Bosco.
ЦУМ, рассчитывая на увеличивающийся поток туристов из Китая, еще в 2016 году предусмотрительно начал договариваться о включении универмага в туристические программы для китайцев и нанимать сотрудников со знанием китайского языка. Представитель ЦУМа ранее сообщал «Ведомостям», что число покупателей из Китая за год выросло на 70%.
Рекорд не побит. Самая большая покупка в этом году, по данным Sendy и «Эвотора», прошла через приложение WeChat Pay: в одном из московских ювелирных магазинов пользователь платежной системы заплатил 452 тыс. руб. Это, правда, почти в два раза меньше рекорда 2018 года, когда потребитель потратил в российском магазине 786 тыс. руб.
Число российских партнеров китайских платежных систем быстро увеличивается, всего Sendy подключила более 5 тыс. торгово-сервисных предприятий в России: Stefanel, Trussardi, Rendez-Vous, TJ Collection, O'Stin, «Спортмастер» и т.д.
Растет и количество китайских туристов. В январе-июне 2019 года китайцы, по данным Росстата, совершили в Россию 780,1 тыс. поездок с туристическими целями, на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общее число китайцев, которые въехали в Россию в первом полугодии этого года, по данным погранслужбы ФСБ, достигло 959,8 тыс. человек.
Из-за безвизового режима для групп от пяти человек турпоток из Китая увеличивается, и, как отмечал Центробанк в своем отчете «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации», граждане Китая в первом квартале 2019 года вышли на первое место среди иностранцев по совокупным тратам: в январе-марте они потратили в России $264 млн, что в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Данные за полугодие регулятор еще не публиковал.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»