Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Коллегия Ростуризма обсудила проблемы въездного туризма

08:07, 8 декабря 2005

6 декабря состоялось очередное заседание коллегии Федерального агентства по туризму, которое провел глава Ростуризма Владимир Стржалковский. На повестке дня стояли два вопроса: проблемы въездного туризма и обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»».

С докладом по первому вопросу выступила заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия, содокладчиками были президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько и заместитель руководителя Консульского департамента МИД РФ Алексей Климов.

С проектом поправок в закон «Об основах туристской деятельности» присутствующих познакомила заместитель руководителя Ростуризма Надежда Назина.

 

Доля России в мировых туристических прибытиях – не более 3%

Заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия, выступая на заседании коллегии, отметила, что, по оценкам Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем на ее долю, согласно данным ВТО, в 2004 г. приходилось всего 1,2% от общемирового числа международных туристских прибытий и 2,2% от международных туристских прибытий в Европе. Даже если посчитать с учетом всех прибывших в Россию в 2004 году иностранных граждан, то и в этом случае доля нашей страны в мировых турпотоках будет не более 3%.

Как отметила г-жа Шенгелия, за 9 месяцев 2005 года количество иностранных туристов, посетивших Россию из стран дальнего зарубежья, составило 6,8 млн. человек, в том числе 1,9 млн. чел. прибыло с целью отдыха, что на 17% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Среди причин падения иностранного турпотока в Россию в 2005 г. Натэла Шенгелия назвала резкое удорожание стоимости турпакета за счет роста цен на авиабилеты, гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, входные билеты в музеи и др. Кроме этого в 2004 г. государственная рекламная кампания российского туристского продукта за рубежом, в отличие от ряда предыдущих лет, не проводилась.

Вообще, по мнению Ростуризма, развитие въезда в нашу страну тормозится, во-первых, неблагоприятным для туризма образом России, который создается отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующим порядком выдачи иностранным гражданам российских; неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, а также малое количество гостиничных средств размещения туркласса (2-3*) c современным уровнем комфорта. По данным Ростуризма, в 2004 году количество различных средств размещения составляло 8620, из них гостиниц – 3314, в том числе 2741, то есть 82% - некатегорийные. Немаловажный фактор, сдерживающий въездной турпоток - несоответствие соотношения цены и качества оказываемых услуг, что, в свою очередь, во многом объясняется дефицитом кадров в отрасли. Развитию инфраструктуры мешает ныне существующая инвестиционная политика в стране.

Низкий уровень бюджетного финансирования не дает возможности активизировать

некоммерческую рекламу туристических возможностей России – и это на фоне широкомасштабного продвижения, проводимого в нашей стране многими государствами. В среднем иностранные государства тратят на продвижение за рубежом 34 млн. евро в год, и этот бюджет ежегодно увеличивается в среднем на 20%. Средства, выделенные на соответствующие цели Россией, в текущем году составили около 3 млн. евро, то есть даже меньше, чем тратит на свою рекламу Румыния.

В таблице приведены данные ВТО о бюджетных средствах, выделенных в 2005 году зарубежными туристическими администрациями на продвижение национального турпродукта.

Страна Общий бюджет, млн. евро В том числе выделенный правительством страны, млн. евро Доля расходов на продвижение за рубежом из общего бюджета национальной администрации, %
Австралия 91,1 74,7 70,5
Австрия 46,2 30,0 64,5
Великобритания 71,7 52,3 47,2
Венгрия 17.6 15,9 61,9
Гватемала 14.8 14,8 60,6
Германия 31,1 24,5 56,6
Гонконг 78,6 75,6 75,8
Греция 121,7 114,0 44,1
Дания 27,4 17,0 63,7
Доминикана 17,7 17,7 81,2
Индия 19,4 19,4 82,5
Ирландия 66,0 64,2 65,2
Испания 96,2 96,2 62,7
Италия 49,8 43,2 51,4
Канада 47,1 37,8 74,7
Кипр 52,9 49,5 67,3
Макао 31,0 31,0 80,8
Малайзия 94,8 94,8 77,2
Мальта 22,7 19,1 57,6
Мексика 119,9 92,3 нет данных
Нидерланды 28,0 19,0 нет данных
Новая Зеландия 37,1 36,6 74,9
Норвегия 28,5 9,2 64,9
Перу 12,3 12,3 91,2
Польша 7,7 6,9 82,0
Румыния 5,7 5,7 65,5
Словакия 6,3 6,3 75,0
Словения 8,5 7,6 77,6
Таиланд 25,8 25,8 54,4
Тунис 34,7 34,7 68,9
Филиппины 13,8 13,8 35,0
Финляндия 26,5 16,2 71,4
Франция 50,9 27,3 70,0
Швеция 14,0 9,9 55,5
Швейцария 43,2 26,8 64,6
Чехия 6,8 6,8 79,3
ЮАР 56,4 44,5 79,3
Южная Корея 32,0 32,0 47,0

В 2005 году Ростуризмом был организован выпуск рекламной некоммерческой печатной продукции на 14 языках, в том числе по Югу России. Это туристические карты-схемы, фотоальбомы-каталоги и мультимедийные СD. Ростуризм принимал участие в 13 крупнейших международных выставках – в Китае, Японии, Великобритании, Германии, Испании, Италии и др. странах. В 2006 году планируется расширить участие до 20 международных выставок. В текущем году Ростуризмом были проведены две крупные международные конференции, на ближайший год планируется уже шесть подобных мероприятий, в том числе в рамках председательства России в Совете Европы в 2006 году.

Что же предлагает Ростуризм для более активного продвижения российского турпродукта на международном рынке? Проведение широкомасштабной имиджевой рекламно-информационной кампании туристических возможностей России за рубежом; развитие выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе путем представления страны на крупнейших международных выставках единым российским национальным стендом;

организация презентаций туристических возможностей России в основных странах – донорах въездных турпотоков; организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в наиболее посещаемых городах страны; формирование современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям.

Также необходимо обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие туристической инфраструктуры страны, в первую очередь, в создание сети гостиниц туркласса (2-3*). Очень важно усовершенствовать визовую стратегию в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности. Процедура получения визы должна быть упрощена, сроки ее оформления сокращены, стоимость снижена, в том числе с помощью отмены понятия «срочности».

Содействовать повышению качества обслуживания туристов Ростуризм предлагает путем введения механизма финансовых гарантий туроператоров с целью защиты прав потребителей; внедрения классификации гостиниц и других средств размещения по одобренной государством системе; совершенствования уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристской индустрии.

 

Ростуризм предлагает механизм финансовой ответственности туроператоров

Выступая на коллегии по вопросу внесения поправок в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», заместитель главы Ростуризма Надежда Назина отметила, что формирование благоприятного предпринимательского климата в турбизнесе сопряжено с высокими потребительскими рисками, связанными с зачастую непрофессиональной или мошеннической деятельностью отдельных туристических компаний. При этом в отрасли пока отсутствуют эффективные механизмы, препятствующие недобросовестной деятельности и регулирующие экономическую ответственность турфирм.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года Ростуризм разработал механизм экономической ответственности туроператоров перед потребителями туруслуг и предлагает внести соответствующие изменения в действующий закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Как пояснила г-жа Назина, экономическая ответственность туроператоров будет определяться финансовыми гарантиями - в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности. Соответственно, в закон «Об основах туристской деятельности вводится понятие «финансовая гарантия», определяющее обязанность возмещения убытков и (или) ущерба, возникающих вследствие неисполнения обязательств туроператора перед потребителями туруслуг.

Предлагаемые в проекте финансовые гарантии дифференцированы в зависимости от вида туроператорской деятельности. Размеры финансовых гарантий, предусмотренные законопроектом, составляют 10 млн. рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в области международного и внутреннего туризма, и 1 млн. рублей для туроператоров, работающих только на рынке внутреннего туризма.

По словам Надежды Назиной, эти суммы обусловлены средневзвешенной стоимостью аренды чартерного авиарейса для обеспечения возврата группы туристов и иными расходами, связанными с компенсацией ущерба, а также с учетом мировой практики экономической защиты прав потребителей туруслуг.

В связи с отменой лицензирования туроператорской и турагентской деятельности с 2007 года законопроект предусматривает ведение Единого федерального реестра туроператоров, что, прежде всего, необходимо для обеспечения реализации механизма финансовых гарантий. На основании решения о включении в Единый федеральный реестр туроператору выдается свидетельство. В свою очередь, решение о включении в реестр принимается только после предоставления фирмой соответствующей банковской гарантии или полиса страхования гражданской ответственности. Законопроектом также определены случаи, при которых свидетельство о включении в Единый федеральный реестр может быть отозвано.

Отвечая на вопросы членов коллегии, Надежда Назина пояснила, что для государственного контроля за деятельностью компаний, осуществляющих турагентскую деятельность, Ростуризмом будут разработаны отраслевые стандарты по правилам оказания соответствующих услуг. Они будут утверждены руководством Ростуризма, а затем зарегистрированы в Минюсте. Если в результате проверки уполномоченным органом управления туризмом выявятся нарушения требований отраслевого стандарта либо других законодательных актов, то компания понесет административную ответственность. А для этого предполагается дополнить специальной статьей Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно