Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Глава «Интуриста» считает, что вытеснение мелких и средних фирм будет способствовать оздоровлению туриндустрии

09:50, 8 декабря 2010

Благоприятные изменения макроэкономических показателей (рост ВВП и доходов населения, снижение безработицы, стабилизация финансовых рынков, увеличение потребительского кредитования), а также рост цен на нефть обусловили позитивную динамику на потребительских рынках, включая увеличение доли расходов на туризм. Это отметил в своем докладе на конференции «Туристический бизнес в России» президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов (фото).

Г-н Арутюнов сообщил, что хотя рынок в течение всего 2010 года рос в натуральном выражении, рентабельность туристической отрасли снизилась, потому что фактор цены весь год оставался основным движущим мотивом конкуренции. К тому же предложение часто превышало спрос из-за избыточной провозной емкости туроператоров на основных выездных направлениях. Г-н Арутюнов прогнозирует дальнейшее развитие тренда роста турпотоков. Причиной тому – увеличение платежеспособного спроса со стороны конечных потребителей туруслуг за счет роста накоплений населения, влияния отложенного спроса, роста расходов на туризм.

Негативное влияние на рынок, в частности, снижение доверия и лояльности потребителей, могут оказать приостановка деятельности туроператора «Капитал тур» и случаи невыполнения туристическими агентствами обязательств перед клиентами. Однако консолидация отрасли (вытеснение мелких и средних фирм), приход иностранных игроков, в дальнейшем будут способствовать оздоровлению туриндустрии, снижению уровня демпинга, росту рентабельности. Роль бренда увеличится, а в сегменте розницы продолжится тенденция увеличения доли сетевых агентств. Мелкие агентства будут чувствовать себя все хуже и станут прибиваться к крупным сетям.

Согласно данным, которые привел в своем выступлении Александр Арутюнов, в 2010 году рост объема выездного туризма составил 27-29% в натуральном выражении. В 2009 году по туристическим путевкам из России выехало 8,1 млн. человек, а к концу 2010 году этот поток достигнет 10,4 млн. При этом объем продаж в 2009 году составлял $6,9 млрд., в 2010 он достигнет $8,6 млрд. На 2011 год президент ВАО «Интурист» спрогнозировал рост продаж зарубежных турпакетов до 12,1 млн. при увеличении объема продаж на российском рынке до $10,4 млрд.

Одним из значительных стимулов увеличения спроса, по мнению г-на Арутюнова, стало падение стоимости туров. Снижение средних цен произошло за счет уменьшения стоимости компонентов туров по ряду направлений, снижения курса евро и ценового демпинга. Г-н Арутюнов отметил, что, несмотря на кризис, ценовой демпинг не только не ушел из российской конкурентной среды в этом году, но, наоборот, появился на ряде направлений.

Главной тенденцией потребительского спроса 2010 года стало повсеместное предпочтение зарубежных курортов курортам РФ и СНГ. В дальнейшем, по мнению г-на Арутюнова, этот тренд продолжится. Тому поспособствует еще большее усиление присутствия федеральных туроператоров в регионах, которое стало одной из важнейших конкурентных тенденций уходящего года. При этом концентрация спроса на зарубежные туры идет в нижних ценовых сегментах. Дальнейшее развитие полетных программ федеральных туроператоров приведет к увеличению доли регионов в общем объеме рынка в следующем году.

Александр Арутюнов предполагает, что в 2011 году на выездном рынке структура спроса на массовых сегментах сохранится неизменной, но возрастет доля самостоятельных бронирований и популярность интернет-каналов продаж. Средние цены будут расти, что связано с ростом цен на топливо и наземное обслуживание. Конкуренция усилится. При этом при условии одинаковой цены одним из самых серьезных факторов конкурентной борьбы станет бренд-фактор.

Президент «Интуриста» коснулся также темы въездного туризма. По его словам, в текущем году въездной туристический поток в Российскую Федерацию стабилизировался. Как и в прошлом году, он достигает 1,6 млн. туристов при общем объеме продаж туров в $0,9 млрд. На будущий год, скорее всего эти объемы сохранятся. Хотя небольшой рост въездного рынка на 2,5-3% в стоимостном выражении все-таки возможен.

Г-н Арутюнов отметил, что в уходящем году средние цены на туристические пакеты по России для иностранных путешественников снизились. Это произошло за счет снижения цен на проживание в отелях, поскольку раньше в Москве и Санкт-Петербурге цены на гостиничные услуги были завышены. Кроме того на стоимость турпакетов повлияло среднее снижение продолжительности программы пребывания в России и сокращение количества дополнительных услуг в составе тура. Рост конкуренции обусловил снижение уровня наценки на тур. Докладчик отметил, что снижение цен не привело к ожидаемому росту турпотока. Значит, здесь действуют не ценовые факторы.

В будущем году Александр Арутюнов прогнозирует рост стоимости туров в динамике изменения цен на компоненты тура, дальнейшее увеличение количества индивидуальных бронирований и доли прямых бронирований в отелях. Как и в 2010-м, в 2011 году динамика рынка въезда в Россию будет определяться состоянием рынков Юго-Восточной Азии, так как серьезные потоки въездных туристов дают Китай и Индия. «Будущее – за этими рынками», – считает г-н Арутюнов. Для увеличения объема турбизнеса он рекомендует туроператорам расширить продуктовую линейку. Москвы и Санкт-Петербурга уже недостаточно для показа иностранцам. «Нужно развивать новые направления, – призывает президент «Интуриста». – Ведь в России есть на что посмотреть. Главное, чтобы было, где разместить». Г-н Арутюнов напомнил, что для активизации спроса на Россию, как туристическое и деловое направление, необходимо активное продвижение страны за рубежом.

Смещение спроса на внутреннем рынке в сторону самостоятельной организации отдыха – еще одна тенденция развития туристического бизнеса в России. Сам спрос на отдых в России в уходящем году характеризуется умеренным ростом с концентрацией в низких ценовых сегментах. Но при этом наблюдается рост интереса россиян к коротким поездкам по своей стране и к турам выходного дня.

В 2009 году количество проданных турпакетов на рынке внутреннего туризма составило 8,1 млн. В стоимостном выражении организованный турпоток сгенерировал общий доход в $5,7 млрд. По прогнозу на конец 2010 года размер организованного турпотока не превысит 7,7 млн. человек, а объем реализованных туров $5,7 млрд.

На будущий год президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов прогнозирует медленный рост внутреннего рынка на 4,5-5% к уровню 2010 года в натуральном выражении. Количество возрастет до 8,6 млн. организованных туристов. Общий объем проданных турпакетов составит $6,3 млрд.

Тенденция роста прямых продаж в отелях сохранится, в том числе через системы on-line бронирования. Произойдет снижение рентабельности внутреннего туроперирования за счет ценовой конкуренции операторов. По мнению президента «Интуриста» внутренний рынок организованных туров находится на пределе ценовых возможностей. Однако снижение цен еще возможно за счет компаний, внедряющих новые технологии.

Еще одна важная особенность уходящего года, по мнению г-на Арутюнова, – возросший интерес государства к развитию внутреннего туризма. В июле 2010 года правительство РФ утвердило концепцию ФПЦ «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 гг.». Под программу выделены деньги. Теперь дело за тем, чтобы правильно их потратить. (Ольга Чижкова, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно