Иван-чай «Копорыч» – гастрономический сувенир Тверской области
Семейное производство иван-чая «Копорыч» – партнер проекта «Таланты турбизнеса». Продукция компании давно стала не только популярным напитком у покупателей, но и признанным туристическим сувениром региона. При этом иван-чай «Копорыча» может быть и отличным корпоративным подарком.
«Мы с отцом начали семейный бизнес пять лет назад, когда они с мамой переехали из Москвы в деревню, – рассказывает директор предприятия Валерий Аверьянов. – В иван-чай я влюбился сразу, как попробовал. Нам всегда было важно не просто спекулировать, зарабатывая на этом деньги, а создавать какую-то ценность. Чай и стал такой ценностью».
Сырье для продукции выращивается на полях Тверской области естественным образом, его не культивируют. Растения для иван-чая нельзя транспортировать или хранить долгое время: они должны идти в переработку практически сразу после сбора, чтобы не быть пересушенными и не потерять своих вкусовых качеств. Сегодня объем производства «Копорыча» не большой – полтонны в год. Это объясняется особенностями технологий, которые выбрала компания.
«Мы собираем растения только вручную, потому что для производства чая подходят исключительно целые листочки с середины стеблей, – поясняет г-н Аверьянов. – При этом важно, чтобы растение продолжало жить: мы его не травмируем, берем только часть листьев, чтобы оно могло отцвести до конца сезона и потом дать потомство».
Технология производства иван-чая «Копорыч» похожа на ту, по которой делают красный китайский чай. Собранные листья вялят, а затем скручивают роллером. Потом режут и отправляют на ферментацию, после чего обжаривают.
Важно, чтобы чай обжаривали в глиняной печи: это нужно для сохранения максимального количества полезных свойств. В результате получается особенный напиток «со вкусом лесной карамели» – термин, по словам Валерия Аверьянова, встречается в дореволюционных книгах по истории этого продукта. К тому же чай обладает и полезными свойствами – укрепляет иммунитет и помогает при общей терапии ряда заболеваний.
«Сегодня на рынке существует множество технологий создания иван-чая, – говорит руководитель «Копорыча». – Самая простая – просто собрать растение и засушить. Однако в этом случае вы получите не чай, а лекарственный сбор, который не рекомендуется употреблять постоянно из-за большого количества дубильных веществ в составе, они сгущают кровь. А вот когда чай обжаривают, большая часть дубильных веществ уходит. Другая технология изготовления, которую использует большинство крупных производителей, заключается в сушке чая на сетках в специальных шкафах. Но в этом случае температуры недостаточно для получения того самого «карамельного» вкуса, нужна именно обжарка. Можно сказать, мы выбрали самую сложную технологию производства, зато получаем наиболее качественный продукт».
Сегодня в линейке бренда есть базовый «красный» чай и купажи на его основе. Например, его смешивают с саган-дали, название этого растения переводится с бурятского как «белое крыло». Оно из рода рододендрона, дает стимулирующий энергетический эффект и особый аромат, напоминающий манго. Также компания предлагает купаж с дальневосточным лимонником. Лозу лимонника перерабатывают в стружку для равномерного смешивания с чаем. Кроме того, предприятие предлагает купажи с мятой, а в этом году начало делать чай по технологии шен, включающей особую ферментацию. Наиболее популярные иван-чаи «Копорыча» – классический черный и с саган-дали.
«Наш продукт давно стал гастрономическим сувениром Тверской области, – констатирует г-н Аверьянов. – Исторически регион всегда был одним из главных поставщиков этого продукта. Мы завоевали первое место на всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» в 2019 году. Нашу продукцию уже представляет министерство туризма региона на своих профильных мероприятиях. А у себя на производстве мы принимаем туристические группы и рассказываем всё, что знаем про традиции иван-чая».
Татьяна Крикун, специально для RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»