Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Скрытый форс-мажор

08:07, 9 февраля 2005

Как мы уже сообщали, Российский союз туриндустрии проводит анкетирование турфирм, чтобы проконтролировать ситуацию с возмещением стоимости туров, несостоявшихся из-за цунами в Юго-Восточной Азии, и прояснить позицию участников рынка относительно сроков, формата и размеров компенсационных мероприятий.

В Новосибирске работу по анкетированию турфирм провел отдел туризма администрации области, опросивший руководителей 10 компаний, 8 из которых осуществляют туроператорскую деятельность, а одна оказывает услуги по авиаперевозке. Сведенные воедино данные говорят о готовности регионального турбизнеса к поиску компромисса для разрешения возникшей ситуации.

Руководители компаний, принявших участие в опросе, считают необходимым принять все возможные меры для возмещения ущерба туристам в досудебном порядке. При этом не все опрошенные специалисты согласны с использованием понятия «ущерб», считая, что речь должна идти о возврате средств по отмененным турам и не оказанным услугам.

К 1 февраля все участники опроса были намерены проинформировать своих клиентов о сроках и порядке возмещения ущерба. Из них 40% сделали это к моменту проведения опроса.

Все опрошенные руководители турфирм согласны выплачивать компенсацию в денежной форме. Одновременно шесть респондентов были готовы предложить туристам поездки по альтернативным маршрутам, а пятеро - перенести сроки поездок на более поздний период.

Большинство опрошенных (7) надеются уладить взаимоотношения с клиентами в срок до 1 мая, два туроператора окончательный расчет откладывают до решения вопроса о получении средств от принимающих организаций и перевозчика. Один респондент готов предложить своим клиентам бонусную программу с рассрочкой на два года.

Самым сложным оказался вопрос о возвращении средств, переведенных партнерам в пострадавшие регионы. Ни один из опрошенных не смог сообщить о договоренности с принимающей стороной относительно полной компенсации непредоставленных услуг. В 8 случаях из 10 партнеры новосибирцев готовы идти на частичное возмещение потерь, причем о денежной компенсации речь идет только в двух случаях. Еще два респондента сообщили об отказе принимающей стороны разделить с ними финансовую ответственность.

Более благополучно выстраиваются отношения новосибирского турбизнеса с перевозчиками. Пять интервьюируемых сообщило о полном урегулировании вопросов с авиакомпаниями, один - о частичном, и только в одном случае компромисс пока не найден. Еще одному респонденту удалось в полном объеме решить компенсационные вопросы с авиакомпанией «Сибирь» и не удалось с «Красноярскими авиалиниями».

В тоже время несколько опрошенных руководителей турфирм указали на то, что авиакомпания «Сибирь», объявив о возврате стоимости путевок прямым клиентам, задерживает выплаты туроператорам и тем самым производит выплаты туристам за счет остальных турфирм. Директор турагентства авиакомпании «Сибирь» Марина Риффель не согласна с подобной оценкой ситуации. По словам г-жи Риффель, возврат средств туроператорам и прямым клиентам идет различным порядком. Туристы получают компенсацию по мере поступления средств в кассу, и этот процесс не является одномоментным.

Задолженность авиакомпании перед туроператорами, общий размер которой по невыполненным рейсам составлял 3,872 млн. рублей, погашается с расчетного счета безналичным порядком по мере поступления средств. «Нужно понимать, что пришедшие в конце года деньги не лежат мертвым грузом на счете, они уплачены за ГСМ, за наземное обслуживание, взлет-посадку, - говорит Марина Риффель. - Мы же не могли предположить, что случится землетрясение, и сделали все необходимые проплаты». По словам г-жи Риффель, денег на одновременный возврат всей суммы в низкий сезон просто нет. Однако в течение ближайшего времени турагентство намерено погасить всю задолженность перед операторами. Ряду фирм выплаты уже сделаны в полном объеме.

Нет единства среди туроператоров и в вопросе отказа от собственной прибыли в качестве компенсации туристам за отмененную поездку и непредоставленные услуги. По мнению исполнительного директора бюро путешествий «Гран-тур» Ольги Тимохиной, «согласно закона о защите прав потребителей фирма имеет право удержать кроме фактически понесенных расходов оплату своих услуг пропорционально выполненной работе». Поскольку работа по организации путешествия была выполнена, а турфирма обязана платить зарплату сотрудникам и налоги на эту зарплату, г-жа Тимохина будет рассматривать вопрос частичного удержания суммы дохода, полученного от реализации несостоявшихся туров. С этой точкой зрения согласен еще один из опрошенных руководителей новосибирских турфирм.

В связи с тем, что официально форс-мажорной ситуацию не признала ни одна из пострадавших стран, отмеченные в ходе анкетирования руководителями новосибирских турфирм компенсационные меры будут распространяться только на туристов, пострадавших в результате отмены чартерных рейсов на Пхукет и Мальдивы. Отношения с туристами, отказавшимися лететь, например, в Утапао или на Гоа, будут строиться в индивидуальном порядке, исходя из содержания заключенных договоров. (STI)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно