Тревелпорт

Российский рынок подходит к стадии взросления

В этом туристическом сезоне турфирмы продолжат ожесточенную битву за «пляжные» направления. Операторы будут осваивать Египет и Тунис, также обострится конкуренция на турецком и испанском направлениях, где крупные игроки рынка начинают теснить друг друга. Российским туристам сообщают, что от усиления конкуренции они ничего не выиграют по деньгам – туры на массовых направлениях станут даже дороже (одни только авиаперевозки подорожают на 7%), зато им обещают более высокий уровень сервиса. Горечь от повышения цен на Турцию и Египет может уменьшить лишь обещание туркомпаний сделать в будущем более доступными такие направления, как Канарские острова, куда пока не ездит российский средний класс. Правда, этого может не произойти, если курорты перепишут долларовые ценники в евро, из-за чего туры снова подорожают. О том, как компании делят направления и что ожидать туристам, RBC daily рассказал генеральный директор компании Tez Tour Андрей Власов.

- Как Вы оцениваете состояние российского туристического рынка?

- Российский туристический рынок подходит к стадии взросления: компании начинают думать по-рыночному, появляются инвесторы, заинтересованные в туризме, в том числе из финансовых структур. Каждый год объемы выездного туризма вырастают на 30–50% – это уже как закон. В связи с этим рынок становится интересным и для западных туркомпаний, и некоторые, самые смелые, уже появляются в России. Особенно заметным это движение стало после кризиса в туристической отрасли, когда в связи с переходом на евро серьезно уменьшилось количество туристов из Германии и других европейских стран, да и американские потоки после 11 сентября резко сократились. А наш рынок менее подвержен внешним факторам, он продолжает расти, становится большим и интересным. Конечно, он пока несравним по размерам с немецким.

- Насколько серьезна конкуренция между отечественными операторами?

- Круг основных игроков уже определился, но достигнутые результаты никого не устраивают: крупные операторы стараются усилить свое влияние на рынок. Причем для туризма характерна «игра мускулами»: перед началом сезона компании заявляют о серьезном увеличении объемов, а уж потом жизнь вносит свои коррективы. Но, к сожалению, многие операторы действительно неточно просчитывают свои шаги на рынке, поднимают чартеры, которые не в состоянии заполнить. Это приводит к провалу не только этих компаний, но и к общей неровности рынка: например, в начале февраля продавались туры в Египет на неделю за 69 долларов – притом, что авиабилет стоит 200! В итоге к нам обратилась, например, группа брошенных на произвол судьбы туристов, готовая заплатить «даже» 100 долларов за тур! С моей точки зрения, подобные ценовые уступки только ломают рынок, поэтому мы никогда не пойдем на такие рискованные шаги.

- Ваша компания «наращивает мускулы» за счет выхода на новые направления?

- Выход на каждое новое направление должен быть хорошо продуман и экономически оправдан. Поэтому в нашем ассортименте сейчас всего 4 направления: Турция, Египет, Таиланд и Канарские острова.

- Tez Tour будет увеличивать свое присутствие на турецком рынке?

- В 2003 году рост турецкого рынка в целом составил около 50%, и нет оснований считать, что в этом году рост сократится. Думаю, это будет не лучший год для мелких и средних операторов: скорее всего, их доли будут постепенно отходить к крупным компаниям. Поэтому и мы планируем удвоить свои объемы и установили планку по Турции на уровне 300 тысяч туристов.

- Какой объем авиаперевозок планируется в Турцию?

- Приблизительно 40 Ил-86 из Москвы еженедельно, не считая региональных программ.

- Какую долю на этом рынке Вы в результате хотите занять?

- В прошлом году наша доля составляла около 22%. В этом году мы увеличим ее до 30%.

- Перед началом нового летнего сезона было объявлено о двух серьезных сделках между отечественными и западными