fox-express.ru

Дмитрий Яковлев: «90% туристов, которые один раз арендовали яхту, приходят к нам снова»

>Аренда яхт эконом-класса доступна для всех туристов, покупающих туры в отели Турции или Греции. А плавание под парусом – гораздо более разнообразный и эмоционально насыщенный вид отдыха, чем традиционное лежание у бассейна или на пляже. О яхтенном туризме, о технологии аренды судов рассказывает Дмитрий Яковлев (фото), заместитель генеральный директор компании «Миллениум», недавно вступившей в Российский союз туриндустрии.

- Дмитрий, само слово «яхта» ассоциируется в массовом сознании с чем-то дорогим и недоступным. Можно ли преодолеть этот стереотип?

- Сложно. Люди просто не знают, что существуют яхты эконом-класса. В их представлении яхта – это то, что покупают олигархи. Но, думаю, эта ситуация будет меняться. Яхтенный рынок в нашей стране еще очень молод. Первые предложения по чартерам (аренде) яхт появились примерно в 1996-97 годах. А сформировался рынок только к 2003-2004 году, когда яхтенные компании смогли выйти на самоокупаемость только за счет яхтенных чартеров и перестали заниматься сопутствующими видами туризма. Тогда же произошел резкий скачок спроса – до 70%. Впрочем, и в Европе экономичные яхты, в отличие от больших дорогих уровня luxury, начали приобретать популярность не так уж давно – примерно с середины 80-х годов. Предпосылкой к этому стало появление технологии дешевого изготовления судовых корпусов из углепластика. И сразу яхтенные чартеры упали в цене. Причем за прошедшие с тех пор 20 лет маленькие яхты стали комфортными, на них появилось электрическое оборудование, кондиционеры, удобства в каждой каюте, полностью оборудованные кухни. Но цены на аренду остались относительно низкими.

- Можно ли сравнивать комфорт на экономичных яхтах с большими круизными лайнерами?

- Нет. На маленьких яхтах каюты меньше, в них только самое необходимое, поскольку там только ночуют. Люди арендуют яхту не для комфортного передвижения из точки А в точку Б, для этого есть другие средства, а для того, чтобы ходить под парусом. Самое интересное в путешествии на яхте – зайти туда, куда обычный турист может попасть разве что на вертолете. Небольшие острова, заповедные бухты с чистой водой, дикие пляжи, не говоря уже о купании в открытом море. Хотя, как я уже говорил, на современных яхтах есть все удобства. Конечно, чем больше судно - тем удобнее каюты. В этом плане лучше всего – на катамаранах.

- Получается, что пассажиры должны быть готовы пожертвовать комфортом ради морской романтики?

- Да, конечно, если речь идет о дешевых яхтах. На больших яхтах с комфортом все в порядке.

 

- Сколько стоит доступный яхтенный тур и какие расходы нужно учитывать помимо самого чартера?

- Самый дешевый чартер обходится от €600 до €1000 в неделю. Но сейчас, в кризис, появляются и более интересные спецпредложения. На прошлой неделе мы получили такое: лодка на 8 человек за €2000. Общие расходы на тур будут выглядеть так: аренда яхты, которая раскладывается на количество людей. Услуги шкипера, который поведет яхту. Расходы, связанные с движением – топливо, стоянки, портовые сборы. Уборка яхты по окончании путешествия. Аренда дополнительного оборудования – каяков, бананов и т.д. Если туристы берут большую лодку, можно заказать еще и услуги кока. В этом случае мы рассчитываем и расходы на продукты. Исходя из нашей практики, на шесть человек нужно около €300 в неделю. При этом пассажиры завтракают и обедают на яхте, а ужинают – в ресторанах на берегу. Помимо всего этого за яхту обязательно вносится страховой депозит в размере €1,5-3 тыс. Чтобы избавить агентства и туристов от всех расчетов, мы делаем готовые пакеты, включающие аренду яхты, услуги шкипера, топливо, стоянки в маринах. Общая стоимость тура с авиабилетами может начинаться от €1200 на человека в неделю, что вполне сравнимо с ценой отдыха в приличном турецком отеле.

 

- Могут ли агентства успешно продавать такой необычный и сложный продукт?

- Нюансов действительно много. Но мы стараемся предоставить турагентствам полную информацию, картинки и т.д., чтобы клиенты знали, что их ждет в поездке. Пока мы работаем примерно с двумя десятками агентств. Почти все они из регионов, где популярно хождение под парусом – Санкт-Петербург, Большая Волга, Дальний Восток, Екатеринбург, Новосибирск и почему-то Воронеж.

 

- Какова технология организации туров?

- Мы занимаемся непосредственно чартером яхт, при желании принимающая чартерная компания может предоставить клиенту трансфер в порт. Если нужны авиабилеты, визы, наземное обслуживание, обращаемся к другим операторам. Наша основная задача – предоставить клиенту хорошую лодку. Так как мы давно работаем, то знаем, у кого и что можно спрашивать. Знаем, с какими компаниями лучше не работать, потому что у них изношенный флот и плохой сервис. Или потому, что они пытаются удержать часть страхового депозита, выдавая старые поломки лодок за новые. Чаще всего такое случается в Турции.

 

- Какие еще проблемы могут возникнуть у туристов во время плавания?

- Первое, что волнует всех клиентов – будет ли морская болезнь. Но здесь проблема в том, что пока вы не пойдете на яхте, не поймете, способны вы с ней справиться или нет. Отчасти страх перед морской болезнью преувеличен. Большинство туристов привыкают к качке. Кроме того, очень многое зависит от погоды – в любое время года можно выбрать регионы и маршруты, где качка не будет чувствоваться.

Иногда возникают конфликты со шкипером. Люди забывают, что у шкипера восьмичасовой рабочий день, и если хочешь плыть ночью, ему нужно доплатить. Кроме того, шкипер отвечает за безопасность. Зная прогноз погоды, он, например, может отказаться выйти в море, а гости не понимают, почему яхта целый день стоит в порту. Или хотят купаться там, где это запрещено, и возмущаются, когда шкипер им не позволяет. Есть международная этика яхтинга, о которой наш турист, естественно, не знает. Из-за этого возникает много проблем.

 

- Но, по отзывам многих европейских принимающих компаний, проблемы с поведением россиян за рубежом остались в прошлом.

- Это касается обычного отдыха в окружении других туристов. Арендаторы яхты находятся в своей компании и чувствуют себя полностью изолированными от окружающего мира. Нередко следствием такого ощущения приватности становится тотальное пьянство на борту, шумное поведение на стоянках в маринах по ночам, вызывающее неудовольствие соседей и т.д. Это одна из основных причин, почему западные чартерные компании нередко вообще не хотят работать с российскими клиентами.

 

- Насколько безопасен отдых на яхте?

- Абсолютно. Прогноз погоды обновляется каждые 3-4 часа. При плохой погоде шкипер не выйдет из порта, да и портовые власти его не выпустят. Все маршруты прокладываются в прямой видимости от берегов, до которых всегда можно добраться. Утопить яхту практически невозможно. Вообще я не знаю ни одного несчастного случая, связанного с яхтами. И уж точно ходить на яхте безопаснее, чем ездить на автобусе где-нибудь в Египте.

 

- Обязательно ли нужна большая компания, чтобы отправиться в плавание?

- Большинство яхт-чартеров рассчитаны на 6-8 человек, редко на 4 или 10. Если едет пара, можно взять в аренду кабину (каюту). Причем проще всего это сделать, если предполагается не одиночное плавание, а флотилия – совместное путешествие нескольких яхт, как правило, 8-10. На нашем рынке эта услуга пока не развита, но постепенно она набирает популярность. В этом году мы, в частности, организуем флотилию в Греции. Этот вариант особенно удобен для тех, кто хочет самостоятельно управлять яхтой, но боится остаться в полном одиночестве. Они идут за головной яхтой, на которой есть профессиональный шкипер. Кроме того, как я уже говорил, во флотилии проще найти место для пары или даже одного человека, которым в этом случае не нужно собирать компанию для аренды одиночной яхты. И, наконец, флотилия – замечательный вариант совместного досуга, так как ужины обычно организуются общие для всех участников маршрута. По своему опыту могу сказать, это очень веселое мероприятие.

Флотилия удобна еще и тем, что она проводится в жесткие сроки в определенном регионе. То есть, когда турист приходит в агентство и спрашивает о яхте, ему можно сразу предложить готовый пакет. Если даже в этот момент мы не будем организовывать флотилию, ее обязательно будет проводить кто-то из наших партнеров.

 

- Каковы самые популярные направления яхтенного отдыха?

- Лучшие места для яхтинга – это архипелаги или материковое побережье с изрезанной береговой линией. Для недельного путешествия выбирается определенный маршрут, обычно достаточно короткий, так как у небольшой парусной яхты максимальная скорость – не больше 15-20 км в час. В Средиземноморье самые дешевые чартеры предлагаются в Турции, Греции, Хорватии, на Сицилии. Самое популярное направление – Греция, где множество островов, большой выбор яхт и низкие цены. Заметно более высокий уровень цен на Лигурийском побережье Италии или Лазурном берегу, на Балеарских островах. Скажем, шкипер во Франции стоит в два раза дороже, чем в той же Греции, а одна стоянка в марине в Сан-Тропе обойдется в сезон в €200. Зимой популярны Сейшелы, Карибы, Юго-Восточная Азия, Бразилия. Сейшелы особенно интересны, так как там можно ходить только на катамаранах, более комфортабельных, чем обычные яхты. Чартер яхт в далеких странах стоит столько же, сколько и в Средиземноморье – дороже только авиабилеты. В России яхтинг пока не развит. На Черноморском побережье есть яхт-клуб в Сочи и марина в Геленджике, но там очень маленький выбор судов и некуда ходить – неинтересный берег. Балтика холодная и там слишком короткий сезон.

- За какой срок лучше бронировать яхту?

- Чем ближе к дате плавания – тем меньше выбор яхт. Первыми разбираются двух-, трехлетние яхты. Если яхта новая, значит у нее все нормально с ходовым оборудованием. Салон, мебель не обшарпаны, паруса новые, нормально работает сантехника. Чартерные компании используют яхты по максимуму, стараются выжать из них все, что можно. Поэтому яхты, которые провели в чартере восемь лет, довольно потрепаны. Плюс новые яхты предлагают более высокий уровень комфорта – кондиционеры, каюты с удобствами. Мы советуем обращаться за яхтами не меньше чем за три месяца до поездки. Хотя в этом году средняя глубина бронирования сократилась до месяца. Кстати, при отказе меньше чем за месяц штраф составит 100% стоимости чартера, из-за чего большинство туристов оформляют страховку от невыезда.

- Кто ваши клиенты?

- Мы уже говорили, что половина наших клиентов – это фанаты яхтинга. Обычно это люди 35-40 лет, представители среднего и топ-менеджмента. Агентства чаще всего звонят и говорят: к нам пришел постоянный клиент и хочет чего-нибудь новенького. Такому клиенту как раз можно предложить яхту как альтернативный вариант отдыха. Мне кажется, 20-30% клиентов заинтересуются этим предложением. Наша главная задача – доказать, что отдых на яхте может стоить не дороже традиционного. Конечно, раскрутка совершенно нового продукта – это всегда сложно. Тем более что яхтенных компаний в России очень мало, по крайней мере, мы пока никакой конкуренции не ощущаем. Но мне кажется, что рынок будет развиваться лавинообразно, как это в свое время произошло с горными лыжами. Российских клиентов у зарубежных чартерных компаний с каждым годом все больше.

Что очень важно в яхтенном отдыхе – 90% туристов, которые сходили один раз на яхте, приходят к нам снова. А оставшиеся 10% – это, как правило, те, кто страдает от морской болезни. Среди наших клиентов 50% берут яхты без шкипера, то есть имеют права на вождение, получить которые непросто. У нас, кстати, есть своя яхтенная школа. Мы даем теоретическую базу, а потом направляем для практики и получения сертификатов в Средиземноморье. Часто люди приходят к нам за яхтой в первый раз, потом возвращаются, чтобы получить права, и начинают ездить в яхт-туры каждый год. В прошлом году прирост продаж у нас составил 25%, в этом году есть небольшой спад, но не катастрофический. Даже число клиентов, заказывающих самые дешевые яхты, не особенно сократилось.

- Какие еще варианты яхт предлагаются в аренду помимо эконом-класса?

- Парусные яхты значительно большего размера. Цены здесь не ограничены – от €15-20 тыс. в неделю до полумиллиона. Спальных мест там также будет немного – не больше 12 (иначе судно теряет право называться яхтой). Но уровень комфорта совершенно другой. Параллельно развивается рынок моторных яхт. Они значительно дороже – даже маленькая яхта стоит от€ 5-6 тыс. в неделю, не считая расходов на топливо. Второе направление – гуллеты, деревянные двухпалубные парусники, которые предлагаются в Турции, Греции, на юге Италии. Они идут по строго определенному маршруту, заходя в интересные порты и уединенные бухты. На борту – обслуживание all inclusive. Цена зависит от уровня сервиса, но можно уложиться и в €500. (Юлия Батырь, RATA-news)