Тревелпорт

Санкт-Петербург будет принимать 8 млн. туристов в год

В 2010 году Санкт-Петербург принял 5 млн. туристов. Туриндустрия приносит городу примерно 115 млрд. рублей ежегодно, это 10% городского ВВП. Согласно программе развития города как туристского центра на 2011-2016 гг., принятой на заседании городского правительства, к 2016 году количество гостей должно достигнуть 8,1 млн. человек, а доходы бюджета вырасти до 16%. Для реализации обозначенных в ней задач потребуется около 900 млрд. рублей.

Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов назвал основные стратегические направления программы – увеличение числа повторных посещений и срока пребывания туристов в Петербурге до 5 дней. Для преодоления фактора сезонности и обеспечения равномерного распределения туристского потока в течение всего года, принято решение активно развивать событийный и конгрессный туризм. А также такие направления как арт-туризм, религиозный, культурно-познавательный, паломнический и семейный туризм. В программе говорится также об информационной и рекламной поддержке туристических возможностей города, развитии рынка сопутствующих услуг, дальнейшем совершенствовании гостиничной инфраструктуры и подготовке квалифицированных кадров для отрасли.

Рассказывая о принимаемых мерах по обеспечению безопасности пребывания туристов в городе, Алексей Чичканов отметил успешное решение ряда проблем в этой области. В числе новых задач он назвал разработку концепции общественных дружин, создание туристской полиции и единой диспетчерской службы для водного туризма, а также организацию движения туристических автобусов по выделенной для общественного транспорта линии.

Одним из самых необычных проектов Алексей Чичканов считает возможность регистрации брака в городских в ЗАГСах через двое суток после подачи заявления. «Это придаст Петербургу светлый романтический ореол. Мы уже работаем над воплощением идеи в жизнь», – добавил г-н Чичканов.

Санкт-Петербург может и должен стать привлекательным и как центр яхтенного туризма. Город может принимать не менее 40 тыс. яхтсменов ежегодно, но этому препятствует федеральное законодательство. Дорогу в Россию маломерным судам и яхтам откроет принятие Госдумой соответствующего закона.

Г-н Чичканов сообщил также, что в июне на заседании правительства будет рассмотрена программа развития кемпингов. Под их строительство уже выделено восемь земельных участков, в течение месяца после принятия программы будет проведен конкурс инвесторов. Председатель комитета отметил, что уже около шести крупных компаний заявили, что им интересны и участки, и сам конкурс.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев в своем выступлении подчеркнул, что туризм в Санкт-Петербурге имеет все необходимые условия для совершенствования и должен занять подобающее ему место в структуре городского хозяйства. Предпосылки для дальнейшей успешной динамики туристической отрасли он видит в первую очередь в развитии транспортного блока. Среди важнейших задач г-н Корнеев отметил улучшение доступности центра города за счет обустройства внешних транспортных узлов, в частности, совершенствование сообщения с аэропортом, развитие Парадной набережной Санкт-Петербурга, создание условий для обеспечения постоянного судоходства по реке Смоленка.

Вторым важным моментом Сергей Корнеев считает формирование гостеприимной городской среды как «туристской экологии» города. Санкт-Петербург является мировым брендом, этот образ необходимо продвигать не только в сознании зарубежных гостей, но и в масштабах всей страны. Идея «Каждая российская семья должна побывать в Санкт-Петербурге» должна воплотиться, например, в проекте по обмену имиджевой рекламой между Санкт-Петербургом и крупными городами России на базе социальной рекламы. Еще одним элементом формирования комфортной городской среды является деятельность по созданию универсальной единой системы помощи и информирования туристов через разнообразные источники: web-сайты, туристско-информационные офисы, call-центры, службы помощи туристам и т.п.

Необходимо совершенствовать и расширять единую систему ориентирующей информации. В настоящее время СЗРО РСТ обсуждает с Комитетом по печати возможность введения в систему указателей мировых стандартов в виде специальных пиктограмм – знаков, понятных всем гостям вне зависимости от их «географии» и языка.

По мнению г-н Корнеева, необходима дальнейшая помощь музейным объектам, содействие малым и частным музеям. В том числе в решении вопросов логистики (очередей). Эти проблемы можно решить через использование современных технологий, IT-решения, внедрение электронных билетов и т.д.

Появление новых музеев, новых фестивалей и событий, «Ночь музеев», мировой уровень проведения городских праздников дает возможность развития, одного из самых популярных сейчас, вида туризма – событийного туризма.

Сергей Корнеев подчеркнул необходимость развития новых туристских пространств в черте Санкт-Петербурга, которые позволят уменьшить нагрузку на центр города. К ним относятся всемирно известные пригороды, а также Василеостровский, Петроградский и Фрунзенский районы. Большие туристские перспективы имеют Кронштадт, Приморский район (прежде всего территория парка 300-летия и прилегающая береговая зона). Окончание строительства кольцевой автодороги сделает эти планы реальностью, соединив туристские зоны города, аэропорт и Морской фасад в кольцо «Ожерелья Санкт-Петербурга».

Сергей Корнеев также обратил внимание на процессы модернизации современного туристского процесса и о концепции создания Единой туристской информационной системы Санкт-Петербурга «Туризм 2.0», разработанный РСТ. Задача системы – помочь участникам рынка формировать туристский продукт на основе проводимых в городе мероприятий, и предоставить туристическим агентствам возможность создания турпродуктов на базе проверенной информации об объектах размещения. Сам факт наличия такой системы в Санкт-Петербурге позволит говорить о лидирующих в данной отрасли позициях города. Подобные системы есть в некоторых европейских городах, но Петербург может стать первым из российских городов, применивших подобную схему взаимодействия с участниками рынка, реализовав концепцию «Туризм 2.0», утвердив свое право называться инновационным центром России.