«Не стоит путать открытие границ с восстановлением выездного туризма»
8 июня стал днем сразу нескольких хороших новостей. Был смягчен режим ограничений выезда и въезда в страну, введённый в конце марта из-за распространения коронавируса. Такое распоряжение 6 июня подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Как сказано на сайте правительства, оно принято по просьбам граждан.
Распоряжение вступило в силу в день подписания. Теперь россияне смогут выехать из страны к живущим за границей и нуждающимся в уходе близким родственникам. Такое право будет и у тех, кто отправляется за рубеж на лечение, а также на работу или учёбу.
Иностранные граждане смогут въехать в страну при соблюдении похожих условий: если собираются проходить лечение в российских медицинских организациях или чтобы позаботиться о заболевших близких родственниках.
Вчера же мэр Москвы Сергей Собянин отменил с 9 июня режим самоизоляции и пропусков, а также обозначил поэтапное – с конкретными сроками- снятие всех ограничений для граждан и юридических лиц. Конкретно турбизнес не упомянут, хотя в сообщении мэра перечисляются компании самого разного профиля – от риэлторских контор до бань. Скорее всего, турагентства смогут начать работу офлайн 16 июня, вместе со стоматологическими клиниками, службами проката, рекламными, консалтинговыми и другими агентствами, предоставляющими услуги гражданам и бизнесу. Ожидается, что через две недели подобное решение может быть принято и в регионах.
По словам участников рынка, новости, безусловно, положительные, хотя конкретики маловато. «Мы с большим оптимизмом восприняли эти сообщения. Думаю, Минтранс пролоббирует свои интересы, которые напрямую связаны с нашими, туристическими, – сказал RATA-news генеральный директор компании «Де Визу» Алексей Лебедь. – Если раньше страны соревновались в закрытии границ, то сейчас начнется гонка за их открытие, чтобы не потерять турпоток, трафик».
По его словам, это хорошо видно по Италии, которая была поражена вирусом сильнее многих других стран, а сейчас стремительно снимает все ограничения, стараясь наверстать упущенное.
«Мне кажется, решение правительства об открытии выезда за рубеж говорит о том, что у властей есть понимание: все россияне не смогут отдохнуть на отечественных курортах, – пояснил г-н Лебедь. – Поэтому очень важно не пропустить время и вернуться в те страны и на те курорты, которые традиционно ориентированы на российский рынок, имеют развитую инфраструктуру, предлагают выгодные договорные условия для туроператоров».
«Говорить о продажах пока сложно, – заметил генеральный директор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин. – Агентства утверждают, что туристы звонят, интересуются, так что надежда есть. Думаю, мы сможем рассчитывать на отложенный спрос. С другой стороны, вызывает опасения снижение доходов россиян. В любом случае, первыми поедут те, кто перенес свои туры на более поздний срок».
15 июня «Пантеон» планирует начать работу в офисе, однако уверенности, что операторы уже имеют право продавать туры, у г-на Гаркушина нет. «Здесь ситуация непонятная, – соглашается Алексей Лебедь. – Формально продажи запрещены. Но де факто они идут, в частности, мы производим переносы туров».
Генеральный директор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко подтверждает: «Это действительно самое главное. Мы должны знать, когда можно продавать пакетные туры. В частности, еще в конце марта Ростуризм не рекомендовал поездки в Италию, Китай, Иран, Корею. Запрет до сих пор не снят».
«Я далек от эйфории по поводу сообщений об открытии международных рейсов, – продолжает эксперт. – Без конкретики по срокам – это лишь позитивный фон, что тоже неплохо. Но не надо путать открытие границ и возможность выезда россиян с частными целями за рубеж с восстановлением выездного туризма. Так же как и рано говорить о продажах».
Эксперт уверен, что удар, нанесенный турбизнесу, столь велик и беспрецедентен, что выход из пике не может быть быстрым. Прогнозировать скорость возобновления нормального функционирования отрасли просто невозможно. Сейчас этого понимания нет ни у кого, считает г-н Шевченко.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»