Интурмаркет с 1 октября

Массовым туризм в Арктике не станет – но ехать надо!

Потенциал Арктики, в том числе туристический, колоссален и малораскрыт. Профессиональный разговор об этом состоялся на онлайн-конференции, организованной «Коммерсантом».

В последние годы сформирован тренд развития арктической зоны России. Создаются инструменты поддержки населения и бизнеса, реализуются планы инфраструктурного развития, в регион приходят новые, в том числе иностранные, инвесторы. Тем не менее, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова убеждена, что массовым туризм в Арктике в ближайшее время не станет, да и не должен стать таковым. Тому есть веские, по ее мнению, причины: необходимость сдерживать антропогенную нагрузку на хрупкую природу региона и более строгие, чем на материке, правила безопасности для человека. На сегодняшний момент это еще и нехватка, а кое-где и полное отсутствие транспортной и IT-инфраструктуры.

Туры в Арктику довольно дороги, однако г-жа Панова знает нетривиальный способ попасть туда – стать участником одной из волонтерских программ, которые реализуются министерством. Правда, нужно будет пройти нешуточный отбор. Например, чтобы влиться в команду, которая освобождала остров Белый от разного рода мусора, претендентам пришлось выдержать конкурс семь человек на место.


Главное, туризм в арктической зоне не должен погубить эту уникальную локацию, считает директор Агентства развития Норильска Максим Миронов. Развитие туристической инфраструктуры должно происходить в соответствии с определенным планом, без разнобоя и хаоса.

Он рассказал, что Норильск и Таймыр два года назад объединились в туристический кластер «Арктический». В рамках реализации подготовленного мастер-плана по развитию кластера в аэропорту Норильска уже установлен, а в морском порту Дудинка в ближайшее время появился кнопочный планшетный счетчик туристов. «Надеемся, что это поможет нам предельно точно рассчитать антропогенную нагрузку на природу, спрогнозировать максимально безопасный турпоток, а также предоставить инвесторам данные для экономических расчетов», – пояснил г-н Миронов.

Ведется работа с туристическими компаниями, обосновывается экономическая целесообразность прямых рейсов. «Если исключить сложную логистику вылетов и прилетов через столицы, то это поможет снизить затраты на авиабилеты», – полагает г-н Миронов.

Он напомнил, что на Таймыре есть три морских порта – Дудинка, Диксон и Хатанга, которые в общем-то готовы к приему круизных лайнеров, требуется лишь модернизация под определенные требования. Максим Миронов также заверил, что от круизных компаний, проходящих Северным морским путем, поступают запросы на совершение заходов в таймырские морские порты.

Арктика увлекла и опытную команду такого субтропического курорта как «Роза Хутор». Заместитель генерального директора по стратегии и развитию Ольга Ляхова, считает, что массовый туризм в Арктике вполне возможен, но только в субарктической зоне. Например, в Мурманской области, где уже сложилась необходимая инфраструктура и обеспечена ее транспортная доступность: всего два часа полета из Москвы, чуть больше часа из Санкт-Петербурга. Однако и здесь, при всей освоенности территории, есть определенные сложности. В частности, отсутствие нормального, по определению г-жи Ляховой, круизного пассажирского порта, который мог бы стать воротами в Арктику. Большой потенциал видится ей в бухте Лиинахамари. Бывшая когда-то военно-морской базой СССР (военные ушли из поселка в 90-е годы прошлого века), бухта обладает хорошими судоходными характеристиками, позволяющими швартоваться круизным судам, имеются и подъездные пути.


По мнению Ольги Ляховой, интересна с точки зрения туризма земля Александры, которая входит в состав архипелага Франца-Иосифа. Там находится военный аэродром, а в мире, напомнила она, немало примеров совместного использования армейских баз, в том числе и для туристических целей. Если договориться с министерством обороны, земля Александры могла быть стать еще одной прекрасной точкой захода в Арктику, которая сделает более доступным путь к Северному полюсу. «Земля Александры – это шанс для России стать, по сути, монополистом на этом направлении», – заявила г-жа Ляхова.

Команда «Роза Хутор», по словам Ольги Ляховой, тщательно изучает потенциал нескольких арктических районов и, вполне возможно, станет резидентом одного из них.

Генеральный директор компании Russia Discovery Вадим Мамонтов, представляя сезонные новинки, отметил, что подобрать тур в Арктику по средствам несложно, так как разброс цен большой. Поездка на север Архангельской области, например, может стоить 25-30 тыс. рублей на человека, а вот на Чукотку – и до 300 тыс.

Среди новых предложений Russia Discovery значатся летние маршруты в Ямало-Ненецкий округ, разработанные Центром развития бизнеса в Нарьян-Маре. Один маршрут проходит вдоль Печоры вплоть до Ненецкого заповедника. В пути туристы посещают оленеводов, наблюдают за морскими млекопитающими. Второй маршрут проложен в окрестностях реки Белой. Стоимость – от 50 тыс. рублей за 5-дневное путешествие.

Компания Russia Discovery подключилась к продвижению экспедиции на Таймыр, которую в августе планирует провести Агентство развития Норильска. Участники посетят не только знаменитое плато Путорана, им предстоит исследовать новые направления – от Хатанги до бухты Прончищева, от Путоранского до Таймырского заповедников. Программа недешевая, стоимость больше 300 тыс. рублей. Но интерес к такого рода путешествиям, по словам г-на Мамонтова, есть.

В третий раз откроется для гостей глэмпинг на Кольском полуострове. Как рассказал Вадим Мамонтов, рассчитана эта деревня из купольных шатров с панорамным обзором на людей, не готовых даже на природе терпеть тяготы, связанные с отсутствием комфорта. Проживание в уютных домиках со всеми удобствами, поездки на джипах, багги и квадроциклах, достижение самой северной материковой точки России, местные деликатесы и полярное сияние. Одним словом – путешествие мечты!


Вадим Мамонтов считает, что Кольский полуостров может стать ярким примером того, как можно бороться с главной слабостью арктического туризма – коротким сезоном. «Помимо разнообразных летних маршрутов мы решили предлагать и внесезонные путешествия – поездки на снегоходах зимой, наблюдение за штормами Кольского осенью, китовая разведка по весне», – уточнил эксперт.

Согласно исследованию, которое компания Russia Discovery провела среди посетителей своего сайта (опрошено больше 500 человек), 56% респондентов готовы лететь на другой конец страны, чтобы увидеть Камчатку, Арктику, Чукотку. Больше 50% хотят сделать это сразу после снятия карантина. Причем, мечтают о достаточно длительном путешествии – более чем 8-дневном. Именно такой промежуток времени для своего отдыха выбрали 60% туристов. Их даже не пугают строгие санитарные требования, которые придется соблюдать в аэропортах. Большинство, 56%, путешествовать предпочитают в составе небольшой группы. «Спрос на внутрироссийские программы есть и продолжит расти», – уверен г-н Мамонтов.

Председатель правления Союза туриндустрии Мурманской области Олег Теребенин поделился с участниками конференции идеей организации Арктического поезда. «С туристической точки зрения может быть интересна не только Транссибирская магистраль, – сказал он. – В Мурманск тоже можно отправиться и на специальном поезде, созерцая по пути прекрасные ландшафты Карелии».


У мурманского туристического сообщества есть еще один по-настоящему грандиозный план – превратить село Териберка в российский Нордкамп. Село, которое ежегодно посещают около 40 тыс. туристов, находится за Полярным кругом, на северо-восточном побережье Кольского полуострова. Знаменитым оно стало после съемок здесь фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Но, как говорится, не фильмом единым… Это единственное в европейское части России место, откуда можно увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан. Олег Теребенин рассказал, что инвестиции, а речь идет о нескольких миллиардах рублей, уже пошли, в частности, проложены первые 10 километров дороги, а за 3-4 года должны сделать все 140 км, что отделяют село от Мурманска.

«В Териберке невероятные пейзажи, есть любопытные исторические и природные достопримечательности, это отличное место для занятий сноукайтингом и экстремальным зимним дайвингом. И здесь можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние», – так ответил г-н Теребенин на вопрос, зачем ехать в такую даль.

Любовь Булгакова, RATA-news