Тревелпорт

РАТА-новости от 09.08.2004

Клиенты TMR получат больше, чем ожидают

В пятницу состоялась пресс-конференция, возвестившая о выходе на российский туристический рынок нового игрока, совместной российско-германской компании TUI Mostravel Russia (TMR). О предыстории и некоторых подробностях этой сделки мы рассказали в RATA-news 3 августа 2004 года.

В Библиотечном зале отеля «Балчуг Кэмпински» с журналистами встретились генеральный директор новоиспеченной фирмы Рабсон Мамедов и члены Совета директоров Джелал Сипахи и Франц Лайтнер, который одновременно является генеральным директором TUI Австрия.

Г-н Лайтнер, объясняя причины, побудившие концерн TUI AG предпринять еще одну попытку завоевать российский рынок, сказал, что с прошлого века в России очень многое изменилось, по сути дела это совсем другая страна. Напомним, что в середине 90-х годов TUI уже открывал в России дочернюю компанию – «Ультрамар-Экспресс». Однако тогда бизнес по разным причинам не пошел. По словам г-на Лайтнера, стремление TUI прийти в Россию становилось тем крепче, чем более уменьшался спрос на их услуги из-за перенасыщенности рынка на некоторых целевых направлениях в странах Западной Европы, в данном случае на отдых в Турции и Египте.

«Россия для нас очень важна, – говорил далее Франц Лайтнер. – Мы никогда не переставали следить за развитием ваших реформ, убедились, что они необратимы и оцениваем сегодня потенциал экономического развития страны как очень хороший». Конечно, г-н Лайтнер видит и недостатки отечественного туррынка. В частности, он говорил о катастрофически устаревшем парке российских самолетов, о разобщенности турагентств, что не позволяет консолидировать рынок. Удивляет немецкого бизнесмена и то, что до сих пор подавляющее большинство российских туристов начинает процесс оформления документов всего лишь за две недели до отъезда: «У нас продажи пляжных туров заканчиваются в конце марта».

Г-н Лайтнер назвал несколько причин, повлиявших на выбор партнера. «Мострэвел», – сказал он, – это компания с высоким уровнем надежности и открытости, располагающая профессиональным кадровым составом, а также прекрасно разработанной и четко функционирующей структурой бизнеса. Кроме того, она является одной из ведущих компаний на основных направлениях отдыха россиян, я имею в виду Турцию и Египет».

Франц Лайтнер заверил, что они не собираются вмешиваться в бизнес российской компании, насильно внедряя свои методы работы. Генеральный директор TMR Рабсон Мамедов, отвечая на вопросы корреспондента RATA-news, подтвердил это заявление: «Мы полностью сохраним собственные кадры, технологию и политику бизнеса. Будем и дальше продавать исключительно качественный турпродукт, который, к слову, никак не может быть дешевым». Союз же с концерном TUI AG, по мнению г-на Мамедова, позволит компании «Мострэвел» приобщиться к накопленным ими опыту и знаниям в области технологий, ей станут доступны отличающиеся высоким уровнем сервиса отели TUI , а также авиапарк, состоящий из более 100 машин.

Если говорить о возможных путях расширения бизнеса TMR, то, скорее всего, и об этом также шла речь на пресс-конференции, ими станут Тунис, Испания и Греция.

Рекламный круиз с пивом и поцелуями

Теплоход, носящий революционное имя «Семен Буденный», отправится 29 августа от самарского речного порта в свой ежегодный, ставший уже традиционным, рекламный тур для профессионалов туристического бизнеса. Корабль очень красив не только по форме, но по содержанию. На его борту имеются два ресторана и бары, сауна, салон отдыха и музыкальный салон, солярий. Во всех каютах есть кондиционер, санблок с туалетом, душем, горячей и холодной водой, шкаф для одежды и багажа. Сквозь большие панорамные окна кают видны все подробности проплывающего мимо пейзажа.

Бессменным организатором тура является самарский «Спутник-Гермес» - одна из ведущих туроператорских фирм Поволжья. Речные круизы по Волге - приоритетное направление ее деятельности. Фирма накопила огромный опыт проведения на теплоходе презентаций, фестивалей, симпозиумов, международных конференций. Вот и в этот раз, составляя программу тура, компания постаралась добиться максимально разумного сочетания приятного с полезным, дела и удовольствий.

В каждом городе, где будет останавливаться «Семен Буденный», для пассажиров проведут обзорную автобусную экскурсию. В Казани, конечно же, заедут в Кремль, в Чебоксарах - в музеи национальной культуры и пива (с дегустацией!), в Козьмодемьянске - в этнографический музей под открытым небом, в Нижнем Новгороде - и в Кремль, и в Дом-музей Горького, в Макарьеве - в действующий женский монастырь. А во время зеленой стоянки в селе Козловка определится самый сильный и ловкий участник тура, преодолевший все этапы спортивно-игровой эстафеты «Последний герой».

Не покажутся скучными и часы, проведенные на самом теплоходе. Чего только не напридумывали организаторы тура: разнообразные музыкальные и развлекательные программы (одна из них, например, называется «Поцелуйные игры Волжской слободы»), выборы мистера и мисс круиза, праздник Нептуна. А по вечерам - дискотека! Но, помимо участия во всех этих веселых и увлекательных мероприятиях, каждая фирма, отправившая в тур представителей, будет иметь возможность рассказать коллегам о новинках своих осенне-зимних программ.

Завершится путешествие в Самаре 3 сентября.

К участию в рекламном туре приглашаются представители турбизнеса, предприятий отдыха, санаторно-курортной отрасли России и стран СНГ, представители российских и международных авиакомпаний. Особое приглашение - зарубежным фирмам, работающим на отправку туристов в Россию.

«Спутник-Гермес»: (846-2) 70-40-40, 33-53-43, 33-39-75, e-mail: olga@sputnik-germes.ru

Внутренний туризм: несовпадение образа, спроса и предложения

Продолжаем цикл публикаций, в которых анализируется состояние туризма в Байкальском регионе (RATA-news от 2, 3, 5 и 6 августа 2004).

Ситуацию с внутренним туризмом в Байкальском регионе можно охарактеризовать как «несовпадение образа, спроса и предложения». У населения России, особенно в Москве, сложился идеалистический (близкий к канадской или финской модели) образ байкальского туризма: комфортабельный отдых среди девственной природы и добродушных гостеприимных сибиряков. На самом деле природные условия (резко континентальный климат, а также слабая доступность немногочисленных удобных для отдыха мест) не способствуют созданию капитальной современной инфраструктуры на берегах Байкала.

Ближайшие к Иркутску площадки уже заняты, на них построены туристские объекты, в т.ч. и достаточно комфортабельные – санатории «Байкал» и «Электра», гостиницы «Байкал» и «Парк-Отель» и др. Обычно это достаточно дорогое проживание, сравнимое с ценами на курортах Испании, Италии, в крайнем случае – Турции, Туниса. И пока только один инвестор рискнул вложить средства в строительство комфортабельного туристского объекта на отделенной байкальской территории (более 300 км от Иркутска). Это кемпинг «Зама», построенный на северной оконечности Малого моря, недалеко от одноименной деревни, одним из крупнейших российских монополистов – акционерным обществом ИРКУТСКЭНЕРГО. В данном случае, как представляется, инвестор, реализуя проект, далеко не на первый план ставил вопросы возвратности средств – кемпинг для его владельца был, скорее, объектом престижа, нежели коммерческой туристской деятельности. Отрезанный бездорожьем от коммуникаций и туристских рынков этот объект несет серьезные затраты по содержанию собственной инфраструктуры и рекламе, и вернуть эти средства, а тем более получить прибыль – архисложная задача для туристского подразделения ИРКУТСКЭНЕРГО.

Более просчитанным представляется проект бурятского ООО «ЗОЛ», которое построило в Улан-Удэ гостинично-торгово-выставочный центр «Саган морин», а в ближайшее время планирует начать строительство гостиничного комплекса в Горячинске. При этом расчет делается на рекреационно-оздоровительные возможности уже известного курорта, а также на то, что данный объект будет выбран в качестве базы подготовки олимпийской сборной Российской Федерации к Олимпиаде в Пекине.

Абсолютное большинство предложений в Иркутской области (за исключением санаторно-курортной сферы) касаются побережья Байкала. Как правило, это летний отдых с размещением на «турбазах», построенных еще в период профсоюзного туризма, а также на ведомственных объектах, не претендующих на какую-либо классификацию (примером может служить база отдыха геологов «Улюрба» на Малом море). Несколько более комфортабельных объектов («Фрегат», «Чайка», «Байкальские дюны», «Прибайкальская», «Зама») общей картины не меняют. Сегодня существующая инфраструктура туризма на Байкале не способна удовлетворить возросший спрос и возросшие требования к качеству отдыха российских граждан, а реальная социально-экономическая ситуация на байкальском побережье окончательно разрушает образ Байкала как заповедной территории российского национального туризма. (Владимир Бережных, Иркутск)

Продолжение следует.

Эрмитаж и турфирмы договорились

В этом году на основании решения Комиссии по въездному туризму и согласно договоренности между Северо-Западным региональным отделением РСТ и музеем Эрмитаж договорная кампания по сотрудничеству на следующий год проводилась с 1 июня по 1 августа. По состоянию на 3 августа музей заключил около 65 договоров с турфирмами, что соответствует обычному среднему показателю по результатам договорной кампании. Турфирмы в целом остались довольны тем, как прошло подписание договоров – теперь компаниям легче проводить калькуляцию и формировать свою ценовую политику. Исполнительный директор турфирмы «Русские просторы» Елена Кастенссон отметила, что, заключая договор с музеем еще летом, компания ограждает себя от возможных неожиданностей в отношении цен.

Руководители туристских компаний считают, что и другим крупным музеям следует перенять опыт Эрмитажа и проводить договорные кампании в летнее время. «Такое положение дел позволит, во-первых, своевременно информировать иностранных партнеров о ситуации с ценами и условиями. Во-вторых, у турфирмы есть время, чтобы детально рассмотреть договор, это тоже большой плюс», - сказала коммерческий директор компании «Виа Ханса» Агнешка Гердт.

Также в этом году руководство Государственного Эрмитажа приняло решение сохранить цены 2004-го года на следующий сезон, и в соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече руководства Эрмитажа и Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ, была расширена квота для выдачи лицензий и сроки подготовки гидов.

Помимо этого, специалистами Эрмитажа был проведен мониторинг работы туристских компаний с музеем, и в сентябре планируется провести расширенную встречу между руководством музея и руководством Комиссии СЗРО РСТ по въездному туризму, посвященную обсуждению результатов договорной кампании и проведенного мониторинга. На встрече также будут обсуждаться будущие изменения в сотрудничестве между турфирмами и музеем – в частности, возможность введения дифференцированных цен и скидок для туристских компаний, в том числе специальных цен на время низкого сезона.

Перспективы дальнейшего сотрудничества с Государственным Эрмитажем будут обсуждаться и на следующем заседании Комиссии по въездному туризму, которое пройдет 12 августа. (Пресс-служба СЗРО РСТ)

Армении нужна государственная программа развития туризма

«Виза Конкорд» – одна из немногих российских турфирм, занимающихся армянским направлением и имеющая дочерний офис в Ереване. Поэтому в компании хорошо знают ситуацию на туристическом рынке этой страны, проблемы, которые мешают ему развиваться. О них рассказывает вице-президент «Виза-Конкорд» Борис Завьялов.

- В Москве лишь единичные фирмы занимаются организацией туров и отправкой туристов в Армению. Но только усилиями туристических компаний, особенно частных, практически невозможно «вытянуть» туристическую отрасль Армении из того тяжелого состояния, в котором она оказалась в последние годы. Здесь необходима поддержка государства, прежде всего в виде четкой, хорошо продуманной и разработанной концептуальной программы развития инфраструктуры туризма и привлечения в страну иностранных туристов. Но одна лишь программа ничего не даст: нужны еще средства на ее реализацию.

Что же можно сделать здесь, в России, для того, чтобы возродить былые традиции и вновь пробудить интерес к Армении у российских туристов? Прежде всего, требуется широкая рекламная кампания, а значит, значительные средства. К примеру, наша компания сегодня готова организовать любой индивидуальный тур в Армению, разработать программу, учесть все пожелания, обеспечить авиабилеты в удобное для туриста время и предоставить высокий уровень услуг на месте. Но все это лишь в рамках индивидуальных туров. А вот подготовка групповых туров требует куда большего времени – не менее полугода. За этот период, к сожалению, несколько раз меняются цены, как на авиаперевозки, так и на тот спектр услуг, которые предоставляются в Армении. Ясно, что в нынешней экономической ситуации в обеих странах это неизбежно, но, согласитесь, работать в таких условиях турфирмам очень сложно. Стабильность цен — одно из необходимых условий для развития туризма, в том числе группового.

В самой Армении, помимо разработки перспективной государственной концепции, нужно объединить в рамках программы усилия национальных агентств по туризму и развитию, дипломатических миссий и торговых представительств страны за рубежом, государственных авиационных компаний, средств массовой информации. Они должны быть нацелены и готовы к активной информационно-рекламной деятельности на всех туристических рынках, в том числе в России. Потенциальным туристам необходимо последовательно и целенаправленно рассказывать обо всем, что касается страны и может привлечь иностранца: об особенностях культуры, быта, традиций, природы, исторических и архитектурных памятниках и иных достопримечательностях. Сегодня в Армении уже есть места, которыми можно заинтересовать и привлечь людей. Построены неплохие гостиницы и пансионаты, молодежные лагеря. Надо только довести эту информацию до потенциальных туристов.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в России проявляется достаточно большой интерес к странам ближнего зарубежья, в частности, к Армении. Несколько лет назад, когда там праздновали 1700-летие принятия Христианства в качестве государственной религии, мы организовали несколько групповых туров со специально разработанной программой. В настоящее время наша фирма организует поездки для индивидуальных туристов. Нам это делать проще, имея в Ереване дочерний офис, а значит, возможность бронировать гостиницы на льготных условиях, разрабатывать удобную экскурсионную программу.

Вместе с тем должен сказать, что сегодня турпоездки в Армению – довольно дорогое удовольствие для среднего российского туриста. Дело в том, что только доля авиаперелета в общей стоимости поездки составляет 60%. Цена авиабилета достигает $270-290 за рейс туда и обратно. Для сравнения скажу, что россиянин может слетать в Испанию за 190-230 долларов, еще дешевле стоят авиабилеты в Болгарию. Что касается остальных компонентов туристического пакета – гостиница, трансфер, страховка, виза, то эти услуги в Армении вполне доступны по цене и приемлемы по качеству

Другое дело, что в перспективе можно будет говорить о развитии регионального туризма: если уж платить немалую сумму за авиабилеты, то туристу желательно посмотреть не одну страну, а две или даже три. Можно было бы разработать тур по трем столицам – Ереван-Тбилиси-Баку, который, я думаю, пользовался бы достаточной популярностью.

В Армению можно ехать с разными целями. Здесь будет хорош и молодежный, и познавательный, и оздоровительный, и спортивный туризм. Перспективы с учетом особенностей российского рынка прорисовываются довольно неплохие. Но при одном условии: необходимо приложить максимум усилий. Без рекламы, без активной пропаганды никто в Республику Армения не приедет. («Российско-армянский деловой журнал»)

Ностальгия как повод для турпоездки

Компания «Экспресс лайн» предлагает эксклюзивный тур «Италия Ностальджия». Новая программа будет интересна туристам, которые когда-то уже бывали в Италии. В этом туре нет привычных обязательных экскурсий и распланированной по часам программы дня. Философия путешествия предполагает самостоятельное знакомство с Италией и массу свободного времени.

Восьмидневный тур начнется с пребывания в Сенигаллии, где в одном из национальных ресторанов пройдет приветственный ужин для русских гостей. На следующий день – отправление в Венецию, по пути будет возможность посетить города Равенна и Падуя. Путешественникам предоставляется два свободных дня для знакомства с Венецией. Здесь каждый сможет распоряжаться временем по своему усмотрению, гулять по узким улочкам или отправиться в путешествие на гондоле.

Следующие три дня туристы проведут во Флоренции. Они смогут полностью погрузиться в атмосферу города искусств и познакомиться с его достопримечательностями. Тем, кто уже бывал во Флоренции, будет приятно прогуляться по знакомым местам и наверняка открыть для себя еще что-то новое. Завершится путешествие в той же Сенигаллии, где в одном из лучших рыбных ресторанов пройдет прощальный ужин.

Программа тура предполагает также посещение городов Феррары, Болоньи, Урбино и княжества Сан-Марино. По желанию туристы могут отправиться в Пизу, Лукку, Верону, а также заказать обзорную экскурсию по городам Италии.

Программа начинает действовать с 18 сентября. Стоимость тура, включая авиаперелет, проживание в гостиницах на базе завтрака, трансфер – 695 евро.

«Экспресс Лайн»: (095) 720-48-48, факс 915-39-54, сайт http://www.exline.ru

100 самых опасных стран для здоровья путешественника

Агентство «РБК.Рейтинг» подготовило список наиболее опасных стран по распространению особо опасных инфекционных и паразитарных заболеваний.

В списке лидируют Бенин, Гамбия, Камерун, Эфиопия и Верхняя Вольта. В них имеется «полный набор» заболеваний, наиболее опасных для здоровья, таких как тропическая малярия, желтая лихорадка, шистосомозы, лейшманиозы, дранкулез, крапивница, анкилостомоз.

Турция, Тунис, Египет, Индия, Китай, Таиланд и другие популярные направления российских туристов, по данным Госсанэпиднадзора, не являются странами повышенной опасности, но очаговые вспышки некоторых болезней все же случаются. Почти во всех странах Азии распространены бругиоз (лихорадка и аллергические кожные проявления, увеличение лимфатических узлов после укуса зараженного комара) и клонорхоз (лихорадка, эозиноинфильтраты в легких, увеличение печени, неспецифическое воспаление желчных ходов после употребления в пищу плохо обработанной рыбы семейства карповых). В Африке встречается всем известная муха цеце, вызывающая сонную болезнь (поражение центральной нервной системы), а также достаточно распространен онхоцеркоз, которым можно заболеть от укуса зараженной «черной мошки». Эта болезнь вызывает поражения кожи, подкожной клетчатки глаз и может привести к слепоте.

В Америке можно «пострадать» от болезни Шагаса, которая вызывается укусом зараженного клопа и приводит к увеличению лимфатических узлов, печени, селезенки и к сердечно-сосудистой недостаточности.

По словам специалиста отдела организации надзора за особоопасными инфекциями центра Санэпиднадзора города Москвы Людмилы Цвиль, наибольшее беспокойство вызывают заболевания, передающиеся через укусы насекомых. Дело в том, что при соблюдении определенных мер безопасности можно избежать знакомства со многими экзотическими заболеваниями. А вот проследить присутствие всевозможных жучков-паучков очень сложно. Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, необходимо провести прием лекарственных препаратов и, при необходимости, профилактических прививок. До и после пребывания в стране, где существует опасность заражения тропической малярией необходимо принимать единственно эффективный препарат мефлохин (лариам), а при выезде в страны Африки (южнее Сахары) и Латинской Америки обязательна прививка против желтой лихорадки. В аэропорты 17 государств не впустят без свидетельства международного образца о прививке от этого заболевания. Паломникам в Мекку рекомендуют антименингококковую вакцинацию.

В целях предупреждения заражения людей и завоза в Москву особо опасных инфекционных и паразитарных заболеваний с 1998 года Госсанэпиднадзор обязал турфирмы, продающие «экзотические продукты», проводить инструктаж отбывающих за рубеж. Каждый турист, собравшийся в африканские, южноамериканские и в некоторые из азиатских стран, должен будет получить в турагентстве медицинскую памятку и расписаться в специальном журнале. Отсутствие этого документа туристу ничем не грозит, а вот фирма, если клиент заболеет, будет нести за это ответственность.

В июле 2003 года Госсанэпиднадзором была утверждена «Программа гигиенического обучения по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентсткую деятельность, а также для руководителей организаций, командирующих граждан для работы за рубеж. За 2003 год обучение прошли более 600 представителей подобных организаций.