Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Владимир Воробьев комментирует ситуацию на рынке. Рынок соглашается и спорит

08:07, 9 сентября 2008

Смену компанией «Натали турс» испанского партнера обсудили практически все отраслевые издания. Напомним, «Натали» создала в Испании собственную принимающую компаниюNT incoming, а с егобывшим партнером Serhs Tourism подписал контракт «Тез тур». Разноголосица высказанных мнений побудила президента «Натали» Владимира Воробьева уточнить некоторую информацию, а заодно представить свое видение ситуации на российском туристическом рынке. Приводим его комментарий с незначительными сокращениями:

«В августе на рынке Испании произошли значимые для российской туристической общественности события, в центре которых оказалась компания «Натали Турс». Чтобы была понятна логика произошедшего, хочу еще раз напомнить о своей точке зрения по вопросам развития рынка выездного туризма и тех задачах, которые стоят перед различными его участниками.

Рынок выездного туризма стремительно приближается к устойчивому структурированному состоянию. По моей оценке, произойдет это не позднее 2011 года и будет характеризоваться прекращением массовых демпинговых войн. На рынке останется не более 10 ведущих туроператоров по массовым направлениям, три из которых будут существенно доминировать. Остальные операторы будут или поглощены, или уйдут в ниши, или обанкротятся и прекратят существование. Кто же претендует на лидерство в отрасли и какие они должны решать задачи? Разделим действующих операторов на три группы.

1 группа: «Капитал тур», «Корал трэвел», «Натали турс», «Нева», «Тез тур».

2 группа: «Асент трэвел», «ВКО», «Интурист» (выезд), «Мегаполюс турс», «Мостравел», «Пегас», «S7 тур».

3 группа: «Библио-глобус», «Данко», «Зевс трэвел», «Лабиринт», «Ланта тур», «Пак тур», «Пакс», «Путешествуй!», «Южный Крест», ICS и еще десятка два компаний.

Компании первой группы в настоящий момент - признанные лидеры рынка. Это обусловлено не только и не столько объемами операций, сколько известностью торговых марок, лояльностью клиентов, технологичностью и еще множеством факторов, которые позволяют чувствовать себя уверенно даже в ситуации безумного демпинга. Маловероятно непопадание компаний из первой группы в десятку крупнейших игроков. Невероятным видится и банкротство кого-либо из первой группы. Основные задачи, которые необходимо решать нынешним лидерам: поддержание умеренного темпа роста операций (рост должен соответствовать или ненамного опережать рынок), оптимизация ассортимента, оптимизация системы дистрибуции, повышение эффективности бизнеса. Основным инструментом, обеспечивающим достижение поставленных целей, должен стать механизм осуществления сделок по слиянию и поглощению.

Компании второй группы имеют все основания для вхождения в десятку лидеров рынка выездного туризма, однако характер задач, которые им необходимо решать на данном этапе, создает определенные препятствия для попадания в передовую группу, и вероятность «летального исхода» у них весьма высока. Этим компаниям необходимо демонстрировать темпы роста, значительно опережающие рынок, при этом резко расширять ассортимент, дилерскую сеть - зачастую в ущерб эффективности бизнеса. Для достижения этих целей акционерам компаний необходимо привлечь финансового или стратегического инвесторов. Впрочем, если внимательно посмотреть на состав участников второй группы, то окажется, что большинство из них эту задачу смогли решить.

Компании третьей группы, как мне кажется, даже при наличии финансового или стратегического инвесторов не смогут пробиться в число лидеров. Акционеры этих фирм либо должны выводить бизнес в свободные ниши, либо готовить компании к продаже, либо, если остается желание заниматься массовым выездным туризмом, искать единомышленников из числа коллег по группе с целью объединения бизнесов. Центрами таких объединений могла бы стать каждая из компаний, обозначенная мною в третьей группе. Кстати, в свое время именно таким образом и возник нынешний европейский туристический гигант TUI Travel Plc.

Вернемся теперь к ситуации в Испании. Внимательные участники туристического рынка должны были обратить внимание на изменения, которые происходят в «Натали турс» последние два года. Акционеры поставили задачу вхождения компании в число лидеров рынка на этапе завершения его структурирования, и менеджмент последовательно и целенаправленно эту задачу реализует. Идут процессы оптимизации ассортимента, практически завершилось построение новой «двухступенчатой» схемы дистрибуции, объемы операций в натуральных показателях растут, незначительно опережая рынок (20-30% в год). Менеджмент последовательно решает задачи по повышению эффективности бизнеса. Создание в 2007 году собственной принимающей компании в Таиланде способствовало не только повышению качества обслуживания туристов и, как следствие, к увеличению объемов, но и привело к существенному росту маржинальной рентабельности на направлении.

Положительный опыт Таиланда решено было перенести и на Испанию. Решение об изменении условий работы было принято в феврале 2008 года (по окончании выставки в Мадриде) после очень серьезных консультаций с менеджментом Serhs и их согласия принять участие в изменениях. В период с марта по июль большинство собственников и менеджеров ключевых отелей были также проинформированы о происходящих изменениях. В конце июля 2008 года «Натали турс» официально проинформировала своего агента в Испании компанию Serhs Tourism о прекращении сотрудничества с летнего сезона 2009. В начале сентября «Натали» официально распространила пресс-релиз об открытии в Испании компании NT incoming. При этом сотрудничество с Serhs Tourism в зимнем сезоне предполагается сохранить на направлениях Коста дель Соль и Тенерифе.

К настоящему времени заработал центральный офис компании, который расположен в местечке Санта Суссана (Коста дель Барселона). В ближайший месяц откроются офисы в Барселоне, в Салоу, на Майорке, в Бенидорме, Малаге и Тенерифе. В большинстве своем менеджмент Serhs Tourism перешел в новую структуру и активно занимается подготовкой сезона 2009 года. Компания NT incoming будет активно работать и с туристами других рынков. На настоящий момент получены подтверждения перевода бизнесов от ряда западноевропейских туроператоров.

Одним из ключевых показателей эффективности бизнеса на данном этапе нами определена операционная рентабельность, целевой показатель - 5%. Несомненно, те изменения, которые произошли в Испании, в совокупности с планами на ближайшие несколько лет позволят «Натали» обеспечить опережающие по отношению к рынку темпы роста, а также выйти на целевые значения показателей эффективности бизнеса.

Надеюсь, после моих достаточно подробных рассуждений, логика происходящих изменений должна стать понятна всем. Мы запустили этот процесс, мы его полностью контролируем и не сомневаемся в достижении поставленных задач».

RATA-news, в свою очередь, обратилась к некоторым участникам рынка упомянутым в комментарии, с просьбой ответить на вопрос: согласны ли они с мнением г-на Воробьева относительно ситуации на рынке и с его прогнозами? Публикуем ответы в алфавитном порядке фамилий.

Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал тур»:

- Я, в принципе, согласна с прогнозами Владимира Воробьева относительно развития ситуации на туристическом рынке. Но, поскольку оказался таким сложным сезон 2008 года, полагаю, что процесс структуризации ускорится и завершится максимум до 2010 года.

Что касается распределения турфирм по группам, то здесь могут быть различные подходы. Владимир, видимо, делил по принципу многопрофильности, и здесь я тоже с ним согласна. Как показывает опыт и западного, и российского рынка, это единственно возможный принцип устойчивого существования туристической компании. Если бы не ограниченный ассортимент «Пегаса» и «Мостравела», можно было бы и их отнести к первой группе.

Не совсем согласна я с рекомендациями Владимира по поводу дальнейших действий игроков в разных группах. Не думаю, что для первой группы актуальны сделки по слиянию и поглощению. На мой взгляд, легче нарастить объемы на своей фирме, развивать собственную инфраструктуру, нежели поглощать «инородные тела» с иными технологиями, принципами работы, персоналом.

Компании во второй группе, несомненно, узнаваемы, но их ассортимент неширок. Поэтому, учитывая нынешние предпочтения турагентов, их привлекательность будет снижаться, и не факт, что и в дальнейшем эти фирмы будут успешны. Чем дальше, тем чаще агенты стараются работать с ограниченным количеством туроператоров. Например, у наиболее лояльных к нам турагентов до 95% объема продаж занимает продукт «Капитал тура».

Есть устойчивые бренды и в третьей группе, и у них немало шансов сохранить присутствие на рынке в качестве лидеров отдельных направлений. Но, на мой взгляд, это не лучший фактор устойчивости. Нишевой бизнес крепок до тех пор, пока этим сегментом не заинтересовались «оптовики».

Но не будем забывать, что все нынешние прогнозы могут не оправдаться и структуризация туристического рынка пойдет по другому пути из-за глобальных макроэкономических процессов, от которых туризм зависит как никакой другой бизнес.

Борис Бурыкин, генеральный директор компании «Асент трэвел»:

- Ситуация со сменой партнера «Натали» для участников рынка очевидна: в Serhs Tourism произошел внутренний конфликт между топ-менеджментом и владельцами компании. И руководители предпочли остаться с людьми, а не с фирмой. У нас была аналогичная история с австрийской TLR, это крупнейший тирольский принимающий туроператор. Его купила TUI, после всех перестановок стал уходить топ-менеджмент, и мы ушли с ними. Ничего особенного в этом нет, и не думаю, что надо что-то специально объяснять.

Что касается ситуации на рынке, то группы, на мой взгляд, составлены очень странно. Например, присутствие в «безрисковой» группе «Капитала», «Невы» и «Корала». Думаю, там должны быть «Тез», «Мостравел», «Натали». Остальные попали туда, видимо, по объемам. В этом смысле да, они близки к первой группе. А если в качестве критерия брать устойчивость, то она не определяется числом отправленных туристов. И в этом смысле «Капитал», да и «Нева» без административного ресурса – в третьей группе.

«Асент» по объемам, скорее, в третьей группе. А по устойчивости и «Асент», и «Мегаполюс» – выше, как и «ВКО», и «Пегас». Присутствие S7 во второй группе вообще странно. Видимо, это реверанс в сторону авиакомпании «Сибирь».

Насчет технологичности – согласен, это серьезное подспорье устойчивости на рынке. Но нужен еще и очень взвешенный контрактинг, топ-менеджмент - не только гендиректор, но и те, кто стоит за ним. А этого во многих компаниях нет.

Без стратегических инвесторов вероятность «летального исхода» весьма высока для всех, в том числе и для первой группы. На собственном незаемном бизнесе крупный туризм уже не существует, на своих средствах никто не живет. Туризм - это бизнес оборотов, а миллионы надо откуда-то брать, и неожиданные неблагоприятные условия могут выбить с рынка кого угодно. Маржа до сих пор очень низкая, и вряд ли это изменится к 2011 году. Хотя я был бы двумя руками «за». Менталитет в России таков, что странные туроператоры с демпинговыми программами неизживаемы – как дороги и дураки. Гораздо более устойчивы те, кто работает с нишевым продуктом. Его сложно разрабатывать и продавать, он требует более длительного, тщательного и продуманного вхождения на рынок, а потому более устойчив. Таких ниш много – дайвинг, теннис, гольф, инсентив, мы их видим и к ним «подбираемся». А сотни тысяч отправленных туристов не страхуют от неожиданностей.

Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест»:

- Я бы по-другому распределил операторов по группам.

1. «Тез тур».

2. «Корал», «Капитал тур», «Натали турс», «Мостравел».

3. «Асент тревел», «Библио-Глобус», «ВКО», «Интурист» (выезд), «Нева», «Пак тур», «Пакс», «Пегас», «Южный Крест».

Думаю, с точки зрения оборотов, динамики развития и потенциала так будет правильнее. Помимо «Тез тур» у нас нет другого оператора, который отправляет чартеры из 10 стран, у которого так диверсифицирован бизнес и который бы так активно развивался. «Данко», «Лабиринт», «Зевс» не упомянул, поскольку это, в основном, летние направления. «Путешествуй!» с потерей «Трансаэро» и с Мальдивами на базе «КрасЭйра» я бы сейчас не поставил даже в 4-ю группу.

К третьей группе отнес нишевых туроператоров, которые вряд ли когда-либо попадут во вторую, но зато рентабельность их бизнеса выше, чем у более крупных конкурентов. Да, мы никогда не догоним «Натали», но и не стремимся к этому. Кстати, не думаю, что и туроператоры из второй группы когда-либо попадут в первую. А по поводу ситуации на рынке я уже говорил.  

Эдуард Кузнецов, президент компании «Мегаполюс турс»:

- Согласен с оценкой рынка в целом и уже высказывал свое мнение по этому поводу. Думаю, в скором времени 80-90% рынка поделят 10-15 компаний, которые имеют серьезные финансовые резервы, совершенствуют технологии и добросовестно работают над качеством продукта.

Распределение по группам – вопрос, наверное, субъективный, каждый имеет свою информацию о той или другой компании. «Южный Крест» я бы поднял во вторую группу. И «Пак тур» передвинул бы поближе ко второй группе. «Интурист» с выездом – несомненно, в третью. У «Асента» ограниченное количество направлений, их тоже поставил бы в третью. «Капитал» – сомневаюсь в первой группе. По агрессивности, темпам открытия офисов в регионах – несомненно. А вот по объемам - надо смотреть, какова в них доля перепродажи билетов блоками.

По поводу объединения. Думаю, третьей группе лучше искать партнеров по объединению во второй или даже в первой группе.

Эллада Пескова, генеральный директор «ВКО групп»:

- Укрупнение российского туристического бизнеса – тенденция совершенно очевидная. Однако кто выйдет победителем в этой борьбе – покажет время. Я считаю, что все компании, указанные г-ном Воробьевым, имеют свои конкурентные преимущества, именно поэтому большинство из них можно смело назвать старожилами рынка. И далеко не очевидно, что наиболее стабильными окажутся именно фирмы с большими оборотами, особенно в условиях повышения цен на авиатопливо - ведь риски у крупных структур на несколько порядков выше. Средние компании более мобильны, не так забюрократизированы и легче адаптируются к любым изменениям на рынке. Поэтому я бы не загадывала, каков будет расклад сил, например, в 2011 году.

Кстати, история показывает, что не все прогнозы г-на Воробьева сбываются. Давайте вспомним 2001 год, когда наш бывший испанский партнер Tropikal tours вошел в состав группы Serhs – принимающего партнера «Натали турс». Тогда г-н Воробьев утверждал, что «ВКО» в течение года прекратит свое существование, а его место на рынке займет новая «дочка» «Натали» - компания «Сольмар». С тех пор прошло семь лет…

Людмила Пучкова, президент компании «Ланта-тур вояж»:

- Мне кажется, комментируя изменения во взаимоотношениях между «Натали турс» и ее бывшим стратегическим партнером Serhs Tourism, г-н Воробьев очень нервничает. Только этим можно объяснить его попытку дать спешную оценку рынку, а главное - четко определить свое «процветающее будущее», чтобы уже никто не сомневался. Однако неуверенность в этой оценке очень чувствуется, ведь произошедшее накладывает дополнительную нагрузку на менеджмент «Натали турс». Одно дело, когда твоим стратегическим партнером выступает одна из крупнейших и успешных европейских компаний, а другое - когда приходится организовывать и контролировать бизнес за границей и опираться только на себя, даже если один из экс-ведущих топ-менеджеров этой компании становится партнером по бизнесу. Кроме того, несомненно, Serhs будет пытаться сохранить свои позиции на российском рынке и многое сделает, чтобы укрепить нового партнера, как привлекательным отельным ассортиментом, так ценами. А это дополнительный «отягчающий фактор» для «Натали»: необходимо будет продолжать конкурентную войну на своем самом успешном направлении, а значит время зарабатывать деньги опять будет отложено и груз прежних «завоеваний» рынка увеличится. И это очень опасно в условиях нестабильной российской экономики.

Александр Синигибский, генеральный представитель компании «Тез тур»:

- Согласен в целом, что процесс реструктуризации и укрупнения туристического рынка идет. А вот сколько операторов на нем останется, десять, двадцать или пять, как их разбить по группам – большой вопрос. 2011 год? Что-то у меня нет ощущения, что я все знаю и все вижу. Если бы рынок был стабильным… А у нас как грянет кризис, связанный, например, с падением цен на нефть, и пойдет массовое разорение. И тут уже будет важно не у кого какой бренд или технологичность, а у кого какая степень финансовой устойчивости, наличие стратегических инвесторов. Скажем, авиакомпания S7 будет поддерживать турфирму S7 tours, пока сама не лопнет. А, условно, компания «Капитал», у которой нет инвестиционной поддержки, а есть очень большие банковские кредиты, может лопнуть первой. Показатель устойчивости - кто и как переживет кризис. Тогда и поговорим.

Устойчивость нашей компании я оцениваю довольно высоко. И определяется это следующими факторами. 1. Мы работаем не только на рынке России, но и Украины, которая не зависит от нефти, стран Балтии – ожидаем в этом году 100-120 тыс. обслуженных туристов, Белоруссии, Казахстана, Армении, Болгарии, Румынии. И возможный обвал одного рынка, даже такого большого, как Россия, для нас было бы очень неприятным, но не жизненно важным событием. 2. Во всех 10 странах у нас есть собственные компании, которые могут принимать туристов из любых стран. 3. Помимо туроператорского бизнеса есть гостиничная недвижимость, которая приносит прибыль: пять отелей 5* в Турции, примерно 5 тысяч мест. 4. Управление отелями – наш третий бизнес, на котором мы тоже зарабатываем. 5. Под нашу недвижимость мы можем привлекать довольно большие кредиты, которые нам сильно помогут, например, пережить два-три плохих года.

По поводу нашего контракта с Serhs Tourism. Не секрет, что, являлась крупным игроком на испанском рынке, «Натали» в свое время сумела перекрыть нам возможность сотрудничества со многими отелям. Сейчас мы получили доступ практически ко всем объектам размещения. Со многими из них у Serhs условия работы лучше, чем у нас. И теперь мы выбираем, какие нам интересны, какие нет, с кем заключать контракт, с кем нет. И возьмем столько, сколько нам надо.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно