Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Комиссия ниже – тарифы выше

08:07, 9 октября 2001

В пятницу вечером, около 19 часов, агенты «Аэрофлота» получили телеграмму, в которой авиакомпания уведомляла, что с 5 ноября 2001 г. устанавливает базовые комиссионные в размере 7% вместо действующих 9%. До 15 ноября все агенты должны подписать соответствующее дополнение к агентскому соглашению, иначе выдача им бланков строгой отчетности будет прекращена.

Никаких пояснений к этой телеграмме со стороны «Аэрофлота» пока не последовало. Вчера телефоны в отделе по работе с агентами разрывались, но ответ на все вопросы был один: решение принято советом директоров авиакомпании, и обсуждать его мы не будем. По данным из неофициальных источников, эти меры были выработаны не просто советом директоров, а на закрытом совещании «Аэрофлота» с иностранными авиаперевозчиками, которые якобы тоже будут снижать комиссионные ставки. Однако опытные агенты утверждают, что «Аэрофлот» вынашивал подобные планы давно, и цель их – сократить число мелких фирм, продающих билеты авиакомпании.

В Москве зарегистрировано примерно 400 прямых агентов «Аэрофлота». Понятно, что для обслуживания такой агентской сети необходимо содержать соответствующий персонал. Поэтому для упрощения системы экономических расчетов выгоднее оставить на рынке только крупных агентов, каковых, по мнению экспертов, в Москве наберется максимум 20-30, а по стране – не более 100. Остальные будут вынуждены стать их субагентами. И тогда содержать персонал для обслуживания субагентской сети должны будут сами агенты. Такое мнение косвенно подтверждают кулуарные разговоры, что для крупных агентов – с объемом продаж от $100 тыс. в месяц – будут установлены некие бонусы или другие особые условия.

По мнению компаний, продающих авиабилеты, с точки зрения экономики все это правильно. Но добиться той же цели можно было уже давно и вовсе не такими резкими методами. Например, несложно отсеять мелкие агентства путем увеличения нормы продаж. В частности, многие фирмы продают билетов меньше чем на $25 тыс. в месяц. Поэтому, считают сами агенты, вполне можно было не снижать всем комиссионные, а установить норму продаж, например, не меньше $50 тыс.

Но ссылки на такого рода экономические аргументы не объясняет намерений иностранных компаний также снизить комиссионные. У них-то работа с агентской сетью давно отлажена и отношения, по большей части, носят партнерский характер. Зато подобные шаги полностью находятся в русле общемировой тенденции наступления на права агентов со стороны поставщиков услуг, и в особенности авиакомпаний, в условиях стремительного развития прямых, в частности, интернет-продаж. Наиболее заметна такая тенденция в США и странах Западной Европы. Причем сопротивление агентских объединений этому процессу пока особого успеха не имело. Непонятно, правда, насколько скоординировано будут действовать «Аэрофлот» и иностранные перевозчики в нашем случае, особенно учитывая те условия, в которых оказались многие из них после событий 11 сентября в США. Также неясно, последуют ли примеру «Аэрофлота» другие российские авиакомпании, а если последуют, тот как быстро.

А пока «Аэрофлота» разослал вчера по агентам еще две телеграммы. Одна из них сообщала, что «в связи с чрезвычайными обстоятельствами, сложившимися в авиационной отрасли мира и вызвавшими беспрецедентный рост расходов на страхование авиаперевозок, авиакомпания планирует ввести с 15 октября взимание специальной страховой надбавки перевозчика в дополнение к действующим тарифам в размере $5 за каждый полетный сегмент». Иными словами, стоимость любого билета туда и обратно повышается на $10. Вторая телеграмма проинформировала, что с 15 октября повышаются тарифы на пассажирские перевозки: нормальные тарифы из России в страны СНГ, Европы, Ближнего и Среднего Востока – на $20 в одну сторону, в Азию и Африку – на $40 в одну сторону. Специальные тарифы на всех международных направлениях поднимаются на $10. Блоковые тарифы остаются без изменений. Что касается внутренних перевозок, то нормальные тарифы поднимутся на 8%, специальные – на 3%.

Большинство агентов полагают, что все эти изменения могут отрицательно сказаться на доходности их бизнеса. Особенно с учетом ситуации, сложившейся на рынке международных авиаперевозок. По предварительным подсчетам, в сентябре во многих агентствах объемы продаж на международных направлениях оказались 20-30% ниже ожидаемых. Агенты считают, что это последствия терактов в США. Кстати, ситуация на внутренних линиях пока осталась практически без изменений.

Снижение базовых комиссионных до 7% соответственно скажется и на вознаграждении субагентов, которые с 5 ноября будут получать 5-6% комиссии. При этом многие из них уже сейчас работают на грани рентабельности, особенно в межсезонье. Не исключено, что для компенсации потерь агенты начнут взимать с клиентов так называемый разовый сбор, что еще больше поднимет стоимость билетов. По мнению некоторых специалистов, с учетом повышения тарифов, страховой надбавки, налога с продаж при наличном расчете и возможных разовых сборов, не исключено, что стоимость авиабилетов повысится в общей сложности на 20%.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно