Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Антикризисный закон для спасения страхового бизнеса за счет туристического»

На прошедшем в Москве собрании туристической общественности Москвы прозвучало немало мнений по поводу финансовых гарантий и ситуации на туристическом рынке. Напомним, что конференция в Центральном доме предпринимателя была посвящена планировавшимся на тот момент изменениям в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Туристическую общественность взволновали не только возросшие размеры обязательных финансовых гарантий, но и принципы, заложенные в основу дифференциации. Кроме того, многие выразили мнение, что действующий закон «Об основах туристской деятельности в РФ» нуждается в более основательной доработке, так как не соответствует реалиям туристического бизнеса и требованиям защиты прав потребителей.

 «Закон о фингарантиях лишит работы целую армию туроператоров в регионах», - считают представители регионального турбизнеса. Генеральный директор компании«СНП» Андрей Головин заметил: «Фингарантии нужны ряду крупных туроператоров, чтобы убрать конкурентов с рынка». Генеральный директор компании «Атлантис Лайн» Наталья Андронова пояснила, что для больших компаний 100 млн. руб. – это мелочь, им нужны миллиардные страховки. «Этот дисбаланс сможет решить страхование по каждому договору – здесь нет препятствий для роста», - сказала она.

Одним из самых ярких на конференции было выступление генерального директора компании DSBW Карена Гончарова. Он метко назвал законопроект «антикризисным законом для спасения страхового бизнеса за счет турбизнеса». Г-н Гончаров заметил, что закон опять принимается в спешке. Ведь у большинства туроператоров фингарантии оплачены до июня 2009 года. Значит, есть полгода, чтобы спокойно довести до ума законопроект, в котором страховалась бы ответственность за каждого туриста. «Хорошо, что появилась дифференциация на 100 и 30 млн. – сказал Карен Гончаров. – Но это похоже на поговорку “с паршивой овцы хоть шерсти клок”». Г-н Гончаров пояснил, что реальная разница в оборотах туроператоров – не в 3 раза, а в 100 раз. Одни вывозят 3 тыс. человек в год, другие – 30 тыс., а третьи – 300 тыс. «Людей, принимающих решение по этому закону, ввели в заблуждение, - считает Карен Гончаров. – Закон не решит ни проблемы турбизнеса, ни проблемы клиентов. Единственное правильное решение – страховать каждого туриста. И тогда каждый будет нести свою ответственность: мелкие фирмы не будут доплачивать за крупные, а крупные смогут сполна выполнять свои обязательства, если что-то случится». По мнению г-на Гончарова, этот закон для турбизнеса вообще ничего не дает. Ведь туристов в сложной ситуации (например, Таиланд) вообще никакие фингарантии не спасут! «Здесь нужна солидарная ответственность государства, турбизнеса, авиаперевозчиков и страховых компаний. Это не только проблемы туроператоров. А сейчас, что ни происходит, во всем виноват туроператор. Сколько надо ресурсов, чтобы спасти во время катастрофы всех наших людей в какой-то отдаленной стране? Всех денег туроператоров не хватит!»

Руководитель компании «Отель Дискаунт» Андрей Котельников и координатор «Иорданского клуба» Анхар Кочнева говорили о том, что такие виды деятельности, как индивидуальный и нишевый туризм, по действующему законодательству вообще выпадают из правовой сферы. К тому же, как выяснилось, в России фактически запрещено заниматься детским туризмом. Так сказала руководитель Автобусной комиссии РСТ и генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева. Она пояснила: «По нормативам Роспотребнадзора детям нельзя ехать на автобусе в снег или дождь – но мы живем в климате России. Нельзя ехать в темное время суток – Мурманск спрашивает: нам по полгода не ездить?»

Г-жа Санаева упомянула туроператоров, которые трудятся в нише экскурсионных туров в приграничных регионах: Мурманске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Благовещенске, Владивостоке, Южно-Сахалинске. «Это ведь тоже выездной международный туризм, - сказала она. – Но, по сути, это туры выходного дня, а зачастую всего лишь однодневные экскурсии. Там малая стоимость путевок и совершенно другая ответственность. Для них и 10 млн. – очень дорого. Таких фирм сотни или даже тысячи. Для них повышение фингарантий недопустимо». Эти же приграничные регионы и эти же фирмы способны принимать большой въездной поток из соседних стран – ведь интерес к России огромный. Но трудно преодолеть разные ведомственные препоны: визы, таможни, миграционные службы, высокие железнодорожные тарифы. «Два года мы боремся с ветряными мельницами. За такое время уже можно было сделать закон нормальным – страховать отдельно каждую путевку. А если мы так уж упираемся в эти страховые отчисления, давайте взвесим: отчисления – это 400 с лишним миллионов руб. в год. За два года они достигают почти миллиарда. Наверное, на эти деньги в совокупном исчислении можно держать запасные дежурные самолеты или автобусы на экстренный случай».

В завтрашнем номере RATA-news будет опубликована резолюция конференции.