fox-express.ru

ФАС усмотрела признаки доминирующего положения Booking.com

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла, что Booking.com занимает доминирующее положение на рынке. Регулятор усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства в навязывании ресурсом в договорах с отельерами паритета цен. Но юристы предупреждают: у сервиса еще есть все шансы доказать ФАС свою правоту.

О том, что Booking.com занимает доминирующее положение на рынке агрегаторов информации о средствах размещения в России, говорилось в открытом письме генерального директора компании «Свой ТС» Сергея Войтовича. В апреле 2018 года он направил обращение в министерство культуры РФ. В порядке ответных мер на антироссийские санкции г-н Войтович предложил ограничить деятельность «сервиса Booking.com на территории Российской Федерации, которым владеет американская компания Booking Holdings (до 21 февраля 2018 известная как The Priceline Group)».

В итоге министерство официально заявило, что «не имеет полномочий по запрету на использование сервиса Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности на территории Российской Федерации». Аналогичную информацию разместил на своем сайте Ростуризм.

Год спустя разобраться с монополией Booking.com ФАС просила «Опора России». В совместном обращении в ФАС об этом писали Российский союз туриндустрии (РСТ) и Российская гостиничная ассоциация. (РГА). На одном из заседаний комиссии РСПП по туриндустрии слушался вопрос о регулировании работы в России онлайн-агрегаторов на примере Booking.com

Еще раньше, в 2015 году, турагентство OnlineTur.ru уже обращалось в ФАС по поводу навязывания паритетных цен, но тогда ведомство не обнаружило нарушений в работе сервиса.

В апреле 2019 года Федеральная антимонопольная служба 12 ноября предупредила компанию Booking.com о необходимости прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В последние дни 2019 года Федеральная антимонопольная служба сообщила о возбуждении дела о нарушении закона «О защите конкуренции» в отношении ООО Booking.com

Теперь ФАС постановил, что требования в договорах о предоставлении и соблюдении паритета цен («гарантия лучшей цены») навязывают отельерам невыгодные условия и приводят к нарушению закона о защите конкуренции. Участвующие в деле стороны могут в письменном виде предоставить свои доводы в комиссию ФАС.

Записанное в договорах с отелями требование о паритете цен позволяет Booking.com предоставлять пользователям гарантию лучшей цены, подразумевающую, что более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования найдена быть не может.

При единичных нарушениях этого правила платформа понижает средство размещения в рейтинге ранжирования, при постоянных – прекращает сотрудничество. Но отказаться от сотрудничества с Booking.com самим российским отельерам сложно: по данным в заключении ФАС, в 2018 году на сервис пришлось 83,4% в структуре всех бронирований.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева сказал «Коммерсанту», что Booking.com B.V. не выполнила предупреждение ФАС России, выданное 18 сентября 2020 года. Комиссия антимонопольной службы продолжает рассмотрение дела. Очередное заседание комиссии назначено на 21 декабря 2020 года.

Адвокат Forward Legal Олег Шейкин считает, что пока поводов радоваться у гостиничного бизнеса нет: «Речь идет только о заключении об обстоятельствах, рассмотрение продолжается, и Booking.com может представить в комиссию письменные пояснения, опровергнув содержание заключения и убедив регулятора в своей правоте».

По словам юриста, тогда комиссия может либо согласиться с доводами и прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, либо может быть выдано решение о привлечении к ответственности и предписание об устранении нарушений. Его Booking.com сможет обжаловать в течение трех месяцев, добавляет г-н Шейкин.