Как меняется выездной туризм в 2023 году
Закрытие части популярных направлений, усложнение визовой процедуры, дефицит перевозки, сложности с оплатой услуг зарубежных поставщиков – все это привело к заметным изменениям на рынке выездного туризма. О новых трендах в этой сфере говорили участники форума лидеров туристической отрасли и индустрии гостеприимства, прошедшего в рамках выставки MITT.
Рынок организованного выездного туризма в 2023 году может вырасти на 20% по сравнению с прошлым годом, считает генеральный директор компании Fun&Sun Владимир Рубцов.
«Возможно, кто-то со мной не согласится, но рост возможен за счет отложенного спроса. В 2022 году высокий сезон начался с заметным отставанием из-за нехватки перевозки. К тому же на выездном рынке практически выпали три месяца – март, апрель, май. В этом сезоне мы ждем увеличения числа открытых направлений в Юго-Восточной Азии, а также Китая. Это тоже факторы роста», – сказал он.
Всего, по его словам, в 2022 году туроператоры отправили на отдых за границу примерно 7 млн туристов. При этом общее число поездок россиян за рубеж составило 23 млн.
Перелеты с пересадками стали нормой
По словам Рубцова, новые условия на выездном рынке – изменение визовой политики многих стран, закрытие направлений, увеличение длительности полета, дефицит дальнемагистральных самолетов – серьезно трансформировали рынок. В итоге популярные прежде зимние направления станут круглогодичными, что приведет к росту доли стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии в структуре продаж летних туров.
Одновременно растет спрос на индивидуальные предложения, пакетные туры приобретаются сразу с дополнительными услугами, чтобы избежать проблем с оплатой на месте. Возрастает роль шопинга в программе зарубежной поездки.
«В итоге мы движемся от модели классического туроператора к некоей экосистеме, когда продается не просто тур, а любая услуга в рамках перемещения туриста за рубеж», – сказал Владимир Рубцов.
Исход сезона, как полагает эксперт, будет сильно зависеть от логистики. «Полеты с пересадками стали для туристов нормой. Больше нет Турции с трехчасовым перелетом, не получится слетать на выходные, перелет сейчас занимает минимум 5 часов. Мы успешно летаем в Египет через Анталью. Естественно, что параллельно с удлинением перелета растет продолжительность всей поездки и средний чек», – сказал он.
Зимние направления будут круглогодичными
Генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян согласен с этими выводами: «Рост возможен из-за большого отложенного спроса. И действительно перелет со стыковками, которыми раньше туристы пренебрегали, сейчас не вызывает отторжения. Основной тренд летнего сезона – сохранение высокого спроса на поездки в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии».
При этом билеты вряд ли подешевеют, потому что авиакомпании не снижают их на лето вдвое, как было всегда, а оставляют на уровне высокого зимнего сезона. «К тому же перевозчики изменили форму работы с туроператорами, получить нужный блок становится все труднее. Так что демпинг исчезает как явление», – заметил эксперт.
Сложность ситуации – еще и в том, что России придется в этом году более серьезно конкурировать с рынками других стран, откуда туристы активно поехали после пандемии. «Мы конкурируем за места в отелях. И при этом находимся в заведомо проигрышном положении, так как есть трудности не только с перевозкой, но и с платежами», – сказал Артур Мурадян.
Вырос спрос на услуги туроператоров
Но, помимо минусов, такая ситуация имеет и плюсы. По словам генерального директора «Слетать.ру» Евгения Даниловича, трудности заставили туристов активнее пользоваться услугами турагентов и туроператоров: «Организованный туризм получил кредит доверия. В нашей компании за 2022 год прирост продаж составил 30%. Это именно новые клиенты, которые прежде не приобретали туров в турфирмах. Средний чек у нас вырос на 22%. Рассчитываем, что в 2023 году он также подрастет».
Одновременно, по его словам, растет число турагентств. «По нашей статистике, в 2020 году их количество снизилось на 30%. В 2021 и 2022 годах был рост, и сейчас в России примерно 11 тыс. активно работающих агентств. Косвенно о расширении розницы говорит растущее число обучающих агентских курсов, в том числе и рост запросов на семинары самой "Слетать.ру"», – сказал Данилович.
Светлана Ставцева