
Туризм для богатых, или почему турагенту выгоднее продать один тур за 500 тысяч, чем пять по 100 тысяч
Эпоха доступного туризма, которая началась в середине 90-х годов и продолжалась больше 25 лет – до начала пандемии в 2020 году, скорее всего, ушла навсегда. Путешествия стали дорогими, и это требует от туроператоров и турагентов изменения подходов к их организации, считает гендиректор холдинга «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.
По его словам, сейчас на туризм в России существенно влияют два фактора. Помимо ухода туристов в высокобюджетный сегмент, заметно снизились объемы продаж по акциям раннего бронирования. На это повлияли, в том числе, недавно принятые Госдумой поправки, уравнявшие электронную и бумажную повестки для явки в военкомат.
«Согласитесь, в таких условиях сложно планировать отпуск. Это нанесло мощный удар по раннему бронированию, продажи упали в разы. Скорее всего, акция продолжится на очень низком уровне: возможно, даже ниже, чем сейчас», – сказал Кобищанов в ходе конференции для агентов и партнеров, посвященной 27-летию компании.
Влияет и падение рубля к основным валютам. Если зимой доллар стоил в районе 70 рублей, то сейчас он вырос на 20%. Туристы, которые не захотели покупать туры на старте летних продаж, сейчас фактически потеряли возможность отдохнуть недорого: растущий курс съедает скидки за раннее бронирование.
Туризм становится доступным в основном для обеспеченных клиентов
Сегодня туризм становится уделом людей с высоким уровнем дохода. Тарас Кобищанов считает это скорее хорошей новостью для агентов, которым лучше продать один тур за 500 тысяч рублей, чем пять туров по 100 тысяч.
«Турагентства сообщают нам, что количество продаж уменьшилось, но прибыль осталась прежней или даже возросла. Зато сотрудники теперь могут сконцентрироваться на обработке заявок, больше времени уделять клиенту, то есть произошел переход от поточности продаж к их индивидуализации», – говорит он.
Как правило, туристы с низким чеком не были лояльными клиентами турагентов. Из-за разницы в 2-3 тысячи рублей и даже меньше они могли поехать на другой конец города для оформления заявки, уходили в онлайн. «Для массовых туроператоров, чьи бизнес-модели были построены на загрузке больших емкостей на бортах и в отелях, это стало реальной проблемой. Но для турагентов потеря таких туристов не равна потере постоянных клиентов», – уверен Кобищанов.
По словам эксперта, на рост стоимости турпоездок в первую очередь, влияет подорожание Турции. Туры в эту страну до пандемии стоили порядка 150-200 тысяч рублей, в прошлом году – 300-350 тысяч, а сейчас уже 400-500 тысяч. Далеко не все любители турецких курортов имеют возможность потратить на отдых полмиллиона рублей. И ждать горящих туров бесполезно, так как они появлялись из-за непроданных вовремя мест на самолетах, но сейчас собственных авиакомпаний у операторов либо не стало, либо они в разы сократили количество бортов.
Как изменилось бронирование туров за рубеж
Несмотря на то, что рынку приходится работать в очень непростых условиях, именно сейчас, как считает гендиректор «Русского Экспресса», открываются большие возможности для роста. Он отметил, что ставку необходимо делать на FIT-туризм.
«Мы начали развивать свою FIT-платформу еще в 2017 году, и сейчас она оказалась очень востребована. С технической точки зрения рынок откатился к двухтысячным годам: например, Италию и ряд других направлений уже нельзя забронировать одной кнопкой. Очень сложно делать экскурсионные пакеты, потому что групповых экскурсий по Европе на русском языке больше нет, они автоматически стали индивидуальным продуктом. По доступным ранее направлениям летать приходится с пересадкой, появились проблемы с визами», – подчеркнул Тарас Кобищанов.
Одной из самых сложных проблем остается невозможность оплатить услуги принимающей компании или билет иностранного перевозчика без карты зарубежного банка. А доля перевозки иностранными авиакомпаниями в России сейчас велика как никогда. Emirates, Flydubai, Turkish Airways, Etihad Airways, Qatar Airways, Air Arabia поэтапно расширяют свои полетные программы, постепенно забирая значительную доля рынка.
Именно по этой причине все чаще туристы, давно привыкшие бронировать туры самостоятельно, вновь идут в агентства, при этом пакетные туры уже не охватывают всех их пожеланий, идет индивидуальная проработка запросов.
«А для работы с туристом, который тратит в два раза больше по среднему чеку, чем до пандемии, нужно иметь хорошо обученных, мотивированных, высокооплачиваемых менеджеров. И это все окупится, потому что туризм не умирает, он просто меняется», – заключил Кобищанов.
Наталья Панферова