Создан первый рейтинг российских HotelTech-компаний
Сообщество предпринимателей Travel Startups, его основатель и руководитель комиссии по стартапам РСТ Леонид Пустов совместно с независимым экспертом Яковом Адамовым при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ) представляют первый рейтинг технологических компаний, работающих в индустрии гостеприимства.
Эксперты проанализировали рынок технологических продуктов для цифровизации бизнеса в индустрии гостеприимства, так называемых HotelTech-решений, на основе открытых данных о деятельности компаний. Исследование позволило сформировать список из 52 компаний и построить рейтинг по выручке и прибыли.
HotelTech – это собирательное название технологий, используемых в гостиничном бизнесе для управления, автоматизации и улучшения опыта гостей. Обычно этим термином называют весь спектр IT решений и цифровых сервисов, которые помогают отелям работать эффективнее и зарабатывать больше.
Рынок HotelTech-решений консолидирован – 80% его объема формируют три компании: TravelLine, HRS, Bnovo.
В топ-20 по выручке вошли разработчики решений для гостиничного бизнеса, охватывающих ключевые направления автоматизации отелей. Объем выручки этих компаний составляет 98% объема рынка. В пятерке лидеров – системы управления отелем и бронирования TravelLine с выручкой за 2024 год 4,9 млрд рублей и приростом в 27,59%, HRS – 1,1 млрд (+16,8%) и Bnovo – 418 млн рублей (+15,9%), Hoteza (Smarteq) в категории умные технологии для отелей – 272,7 млн рублей (+29%), Realty Calendar в категории бронирование и дистрибуция – 220 млн рублей (+36,2%).
Полная таблица с данными 52 компаний представлена на сайте traveltech.pro.
Аналитики выделили основные категории и вклад в объем и динамику рынка. Направление бронирования и дистрибуции представлено компаниями TravelLine, Bnovo, Realty Calendar и «Бронируй онлайн», специализирующимися как на развитии прямых продаж, так и на работе с каналами и управлением бронированиями. Выручка этих компаний формирует 69% объема рынка. Рост категории опережает рынок и составляет 28% в 2024.
В сфере систем управления отелем представлены компании HRS, Libra Hospitality, 1C Отель, Shelter / Frontdesk 24 и «Эделинк», предлагающие комплексные решения для оптимизации работы гостиничных объектов. Эта категория, без учета данных TravelLine и Bnovo, которые не выделяют долю выручки от систем управления отелями, составляет 18% и растет медленнее рынка – на 17% в год.
В категории гостевого опыта, лояльности и умных технологий для отелей представлен комплекс современных технологических решений для управления всеми аспектами работы отеля: от коммуникации с гостями и обслуживания номеров, оптимизации работы персонала, управления репутацией до цифрового управлениям номером, самостоятельного заселения и др. Важно, что в этой категории представлены не только софтверные решения, но и программно-аппаратные комплексы Hoteza (Smarteq), ККС, ServiceBook. Категория занимает 12% рынка и показывает годовой рост в 28%.

Исследование позволило провести оценку объема рынка технологических сервисов для отельеров и определить его динамику. Размер рынка в 2024 году составил 8,1 млрд рублей, годовой прирост 25%. Опрос участников рынка, основанный на итогах первого полугодия 2025 года, показал, что динамика роста замедляется, и в 2025 году рынок вырастет на 22% и в абсолютных значениях приблизится к объему 9,9 млрд рублей.

Интерес для участников индустрии представляют также HotelTech-стартапы – 22 компании из рейтинга появились в последние 5 лет и вывели на рынок инновационные продукты, которые иллюстрируют тренды цифровизации отрасли.
Среди основных групп новых продуктов:
- облачные системы PMS-решения с модулями онлайн-бронирования и инструментами управления клиентской базой (MeHotels, Uhotels и itechnet);
- аналитические сервисы мониторинга конкурентной среды, сравнения цен и бизнес-аналитики (Travel Data Base, Data Forecast, Travel.stat, HOTEL-RATE, ADRstat);
- инновационные инструменты коммуникации с гостями (Aiso, AI Textura, «Нэйру Отели»); системы самостоятельного заселения (Roomsharing, Rentysoft, HostAssist);
- модули бронирования дополнительных услуг, (TOUCHH, Proptech Solutions, Concierge Online);
- инструменты управления задачами и службами отеля (Hotelkeeper).
«Основная цель рейтинга скорее образовательно-просветительская – представить рынок в структурированном понятном виде и задать единое понимание множества технологий и продуктов. Для этого была создана карта рынка, описание каждой категории на русском языке и таблица соответствия с международной классификацией Hotel Tech Report. Верю, что это только начало и рейтинг станет ежегодным», – говорит эксперт по цифровым технологиям и управлению ИТ-проектами в гостиничном бизнесе и туризме Яков Адамов.
Леонид Пустов уверен, что создание рейтинга компаний способствует повышению прозрачности рынка технологических решений для индустрии гостеприимства, раскрывает конкурентный ландшафт рынка HotelTech-решений России и облегчает компаниям выбор деловых партнеров.
«Сообщество Travel Startups и комиссия по стартапам РСТ ведут работу по популяризации технологических проектов в индустрии туризма и гостеприимства. Мы рады видеть в рейтинге многих участников нашего сообщества. Планируем создание аналогичных рейтингов и для других сегментов туристического рынка», – сказал Пустов.
«Скорость цифровой трансформации становится одним из важнейших факторов конкурентной борьбы на гостиничном рынке. Технологические решения, предлагаемые HotelTech-компаниями, позволяют отелям не только оптимизировать внутренние процессы, но и быстрее адаптироваться к изменениям спроса, повышать уровень сервиса и формировать устойчивые конкурентные преимущества. Уверен, что публикация рейтинга HotelTech-компаний станет важным ориентиром как для профессионального сообщества, так и для разработчиков, а также послужит стимулом к развитию конкуренции и внедрению передовых решений в сегменте TravelTech. Кроме того, рейтинг станет практическим подспорьем для отельеров, находящихся на этапе выбора цифровых решений. Все это создает предпосылки для устойчивого роста отрасли и повышения ее конкурентоспособности», – отметил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.