Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в 2004 г. по туристическим визам
№ в 2004 |
Страна |
2004 |
2003 |
2002 |
1 |
Польша |
353986 |
956188 |
979613 |
2 |
Германия |
351099 |
288551 |
287255 |
3 |
Китай |
283839 |
203264 |
266984 |
4 |
Финляндия |
242816 |
242075 |
229863 |
5 |
США |
181721 |
125553 |
110079 |
6 |
Франция |
141113 |
118548 |
80322 |
7 |
Италия |
125397 |
114443 |
101675 |
8 |
Великобритания |
115622 |
90831 |
67202 |
9 |
Украина |
84320 |
236289 |
260053 |
10 |
Эстония |
74165 |
53884 |
43936 |
11 |
Япония |
56780 |
55230 |
41555 |
12 |
Испания |
51395 |
39376 |
44462 |
13 |
Латвия |
50501 |
42860 |
38363 |
14 |
Южная Корея |
44397 |
31886 |
24196 |
15 |
Турция |
41888 |
30673 |
19142 |
16 |
Литва |
40652 |
29984 |
76599 |
17 |
Нидерланды |
33101 |
26653 |
22065 |
18 |
Австрия |
32404 |
22583 |
16045 |
19 |
Швеция |
31892 |
26256 |
20601 |
20 |
Израиль |
26924 |
23936 |
22696 |
21 |
Швейцария |
24369 |
19244 |
13572 |
22 |
Норвегия |
23672 |
19892 |
14692 |
23 |
Дания |
21131 |
15993 |
13776 |
24 |
Греция |
18735 |
13658 |
8697 |
25 |
Бельгия |
17475 |
14969 |
10994 |
26 |
Канада |
17432 |
14809 |
12597 |
27 |
Австралия |
14189 |
9065 |
8202 |
28 |
Монголия |
14083 |
13530 |
21389 |
Всего въехало по туристическим визам |
2860802 |
3151915 |
3105563 | |
Общий въездной поток |
22064213 |
22521059 |
23308711 |
Если цифры, собранные Федеральной пограничной службой, рассматривать формально, то «обвинять» в ухудшении туристического показателя надо Польшу и Украину, «упавших» сразу на 270-280%. Причины очевидны: Польша в конце 2003 года ввела визы, а на Украине в том же году отменили советские паспорта, и для выезда за рубеж необходимо было оформлять заграничные. При этом надо отметить, что общий въезд в Россию из Польши в масштабах этого конкретного потока сократился незначительно – на 103,7 тыс. человек. Введение же визового режима с Россией позволило более четко структурировать въезжающих по целям поездок. Судя по всему, раньше практически всех участников приграничного обмена записывали или в челноки, или туристы, хотя, как теперь выясняется, подавляющее большинство из них приезжали в Россию с частными целями. Во всяком случае, резко – на 270% снизилось по сравнению с 2003 годом не только число туристов, но тех, кто приезжал со служебными целями – их стало меньше на 142 тыс., или более чем на 300%. А вот число «частников» выросло сразу на 631,5 тыс., что примерно равно количеству «потерянных» туристов.
Однако ни Украина, ни Польша не являются для России более-менее значимыми донорами реальных турпотоков. А вот экономически развитые страны – Германия, США, Франция, Италия, Великобритания, Япония, Испания и другие в 2004 году свои показатели повысили. Для американцев, например, наша страна привлекательна еще и потому, что находится в долларовой зоне, и все контракты турфирмы-партнеры заключают в долларах. Как рассказала RATA-news генеральный директор компании «Тари тур» Марина Левченко, в прошлом году группы из США были столь многочисленны, что приходилось заказывать для них сразу по два автобуса. Среди австрийцев немало искателей приключений, они охотно покупают активные туры, небольшими группами едут на Эльбрус, на Камчатку. Приезжают туристы из Израиля, причем не русскоговорящие. Программу они выбирают традиционную, Москва – Санкт-Петербург, но просят делать ее максимально насыщенной.
Впервые в таблице передовиков въезда появилась Австралия, перевалившая пятизначную отметку. Из этой страны приезжает, в основном, молодежь, Россия входит в программу как один из транзитных пунктов путешествия по Европе. Австралийцы задерживаются у нас на 7-10 дней, а средний тур у них составляет 28 дней. По словам Марины Левченко, в прошлом сезоне «Тари тур» принимала по 50 туристов из Австралии еженедельно. Как отметила г-жа Левченко, среди клиентов фирмы есть даже реальные туристы из Турции. Они хорошо едут вне сезона, группами по 50-60 человек. У компании «Греэм Белл», как рассказал ее генеральный директор Павел Кретов, были туристические группы из Польши.
В общем, иностранцы в Россию вроде как едут. Но благополучной ситуация выглядит только на первый взгляд. Дело в том, что под видом туристов приезжают бизнесмены – потому что деловую визу получать трудно, дорого и долго. Едут спортсмены, артисты, «частники» и прочие категории гостей. А количество реальных туристов среди тех, кто въезжает в нашу страну по туристическим визам, каждый год, по оценкам туроператоров, уменьшается на 10-15%. Нынешнее состояние продаж туров в Россию зарубежными компаниями и того хуже – на 20-25% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Более того, руководители принимающих компаний убеждены, что въездному турпотоку в Россию, если говорить именно о туристах, больше расти некуда, и он будет только падать. Генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исакович считает, что из данных, представленных в таблице, надо убрать практически всю Польшу, Эстонию, Латвию, Литву, Монголию, значительную часть Китая, по 80% Финляндии, Южной Кореи, Турции, Канады и по 50% США и Германии. Тогда получится цифра, более-менее соответствующая числу реальных туристов, побывавших в прошлом году в России.
Просчитать реальный турпоток несложно, говорит Леонид Исакович. 95% иностранных туристов, по-прежнему, едут в Санкт-Петербург, Москву и по городам Золотого кольца. 70% въездного потока размещаются в гостиницах туркласса, которые известны наперечет. В Москве это «Космос», «Россия», «Украина», «Измайлово». В Петербурге – «Прибалтийская», «Пулковская», «Советская», «Москва», частично «Санкт-Петербург». Остальные либо дороги, либо совсем непригодны для обслуживания иностранцев. Еще часть въездного потока берут на себя речные круизы, как правило, по Волге - между Москвой и Санкт-Петербургом: это порядка 25 судов по 250-270 человек на каждом, за навигацию теплоходы делают примерно 10 рейсов. Совсем немного туристов – порядка 2% едут в другие регионы России, в частности, по Транссибирской магистрали, на Байкал, Камчатку. Оставшиеся 3% покупают охотничьи туры, едут на лов семги в Мурманскую область или на рыбалку в Астрахань, совершают круизы по Лене и т.д. Собственно, больше туристов в регионы поехать и не может – их негде размещать.
«Вообще, по оценкам туроператоров, существующая российская инфраструктура - гостиничная, транспортная и т.д. - способна обслужить максимум 1,5 миллиона туристов в год, даже если предположить, что все номера в гостиницах туркласса будут отданы клиентам принимающих турфирм. К тому же, массовый туристический сезон в нашей стране короткий, он длится не более 100 дней в году, - говорит Леонид Исакович. – Наиболее посещаемые музеи тоже не могут «переварить» увеличивающийся поток посетителей. Не случайно многие питерские музеи стараются не заключать договоров с новыми партнерами из числа турфирм».
Но препятствием для увеличения турпотока становится не только нехватка гостиниц в России, но и стоимость услуг проживания, которая, собственно, и диктуется создавшимся дефицитом. На сезон 2004 года московские и питерские отели подняли цены на 20-30%, в этом году - на 30-40%. Как сообщают туроператоры, «Космос» и «Украина» подорожали в полтора раза. Двухместный номер в «Золотом кольце» в этом году стоит $450 против $300 в 2004, «Марко Поло Пресня» поднял цены с $200 до $350, «Мир» - с $50 до 100 евро, «Орленок» - с $90 до $175.
Прибавьте к этому подорожавшие билеты в музеи. Проведенный Российским союзом туриндустрии анализ цен входных билетов в крупнейшие музеи мира показал, что в России их стоимость уже вышла на европейский уровень, уступая только Тауэру и Ватикану. На ближайший сезон цены не изменили только московский Кремль и питерский Эрмитаж, зато Петергоф стал едва ли не самым дорогим музеем в мире.
Из-за повышения стоимости топлива дорожает транспортная составляющая тура. Не добавляет радости и курс доллара: за 300-рублевый туристический обед прежде турфирмы переводили $10, а теперь это уже $12. В результате за два года стоимость российского турпакета выросла на 50%, а за последние 5 лет - в два раза.
Опрос мнений туроператоров относительно остроты проблем, препятствующих эффективной работе в сфере въездного туризма, проведенный Российским союзом туриндустрии, показал: 76,7% опрошенных считают ситуацию с ростомцен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов, критической. Разумеется, это снижает конкурентоспособностьотечественного турпродукта. А вот финансовый оборот въездного рынка за счет повышения цен растет, что может создать видимость успеха.
Решить проблемы въездного туризма без помощи государства невозможно. Необходимо использование всего арсенала методов антимонопольного, налогового, таможенного регулирования, реальное упрощение туристических формальностей для граждан экономически развитых стран, кардинальное увеличение бюджетных ассигнований на развитие и продвижение национального турпродукта, а также проведение необходимых исследований и совершенствование статистики. В противном случае с точки зрения въезда Россия еще многие годы будет оставаться в числе аутсайдеров мирового туристического рынка.