Новаторские идеи в туризме Северо-Запада России
В Санкт-Петербурге прошел семинар по разработке межрегиональных туристических маршрутов по Северо-Западу России. Он был организован Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) и проектом ЕС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России». Участниками семинара стали петербургские компании, работающие с индивидуальными туристами, региональные туркомпании, сотрудники отделов по туризму администраций городов и областей СЗФО, представители музеев, туристских информационных центров, некоммерческих и ассоциативных структур, содействующих развитию туризма.
Ценность проведенного семинара заключается не просто в разработке идей и концепций новых межрегиональных маршрутов, а в начале совместной работы бизнеса и госсектора над принципиально новым направлением развития туризма на Северо-Западе РФ. В настоящее время на Северо-Западе не существует раскрученных в международном масштабе межрегиональных тематических маршрутов. В этом качестве могут рассматриваться только существующие в перспективе проекты «Серебряное кольцо» и «Королевская дорога». На общероссийском уровне сегодня есть всего несколько межрегиональных программ (например, «Золотое кольцо России»), которые уже не могут удовлетворять потребности современного туриста.
Тематические маршруты сегодня рассматриваются как необходимое условие эффективного продвижения Северо-Запада как туристской дестинации, создания работающих межрегиональных брэндов и, в конечном счете, привлечения новых туристов через Санкт-Петербург в регионы Северо-Запада. Высокая значимость и актуальность разработки межрегиональных турмаршрутов подтверждается наличием большого интереса со стороны турбизнеса Северо-Запада, что определило участие в семинаре авторитетных экспертов из Санкт-Петербурга, Карелии, Ленинградской, Архангельской, Новгородской, Псковской и Вологодской областей. Среди них были представители компаний, работающих в сфере как культурно-познавательного, так и активного туризма («Фаворит», «Тройка-Райзен», «Ленальптурс»), сотрудники крупнейших музеев и учреждений культуры (Эрмитаж, Русский музей, Музей истории города, институт культурных программ), сотрудники отделов по туризму администраций пяти регионов СЗФО, представители учебных заведений.
На семинаре состоялись презентации проектов по возможностям событийного туризма на Северо-Западе (Институт культурных программ), приведены примеры реализации межрегиональных проектов из зарубежной практики («Тематические маршруты в Европе») и на Северо-Западе («Карельские каникулы»). Все присутствующие приняли активное участие в анализе потребительской аудитории, оценке ресурсов и турпродуктов Северо-Запада, прогнозировании спроса на тематику культурно-познавательных маршрутов и непосредственно формулировании концепций и логистики маршрутов.
В результате участниками были проработаны три группы потребителей (молодежь, mid-management, семья) с выделением основных требований к туру и круга интересов. По итогам работы были предложены три совершенно неожиданные и нестандартные тематические линии, объединяющие регионы Северо-Запада и представляющие возможности для широкой интерпретации при разработке маршрутов (дерево, камень, загадочная русская душа). Так, например, тематика дерева охватывает все разнообразие возможностей – от деревянного зодчества до сказок и легенд Севера, от отдыха в деревне и изучения народных ремесел до приключенческих туров по лесам Северо-Запада и т.д.
Разработка непосредственно маршрутов во многом определялась не только темой, но и транспортной логистикой, существующей инфраструктурой, насыщенностью объектами показа. В результате были предложены маршруты, названия которых впервые звучат на туристическом рынке. Итак, первая тема «Северная гармония» или «Душа Севера» предполагает показ музейных и этнографических объектов в Карелии, Архангельской, Вологодской областях с продолжением на юге Мурманской области, сельский отдых, гастрономические элементы, традиции