РАТА-новости
Анекс
 
Греция 1 апреля
 
МП 21.06
 
 
Все Ольги турбизнеса – на именины во Псков!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Курс на острова 14.07
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель LUX
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№3741Туроператоры просят государство защитить их бизнес от нелегалов из Китая и Кореи

Туроператоры просят государство защитить их бизнес от нелегалов из Китая и Кореи


В условиях снижения курса национальной валюты и резкого сокращения выездного рынка туроператоры активизировали работу на въездных и внутренних направлениях. Именно они сейчас становятся точками роста. Однако столь массовая переориентация, как полагают в Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ), чревата опасностью выхода на этот рынок непрофессиональных туроператоров. Все чаще в турбизнесе пытаются легализоваться иностранные незаконные предприниматели.

 

На востоке России эта проблема приобрела катастрофический характер. Например, обслуживанием корейских туристов на территории Иркутской области в 95 случаях из 100 занимаются граждане Кореи. Аналогичная ситуация с туристами из Китая – граждане этой страны, под различными предлогами осевшие в России, ведут нелегальную или полулегальную туристическую деятельность по приему своих соотечественников. В качестве гидов они используют студентов из своих стран, которые учатся в наших вузах. То же самое происходит в Бурятии, Забайкальском, Хабаровском, Приморском краях и других регионах. СБАТ, которая входит в Российский союз туриндустрии, предложила совместно выработать меры по решению этой проблемы.

 

С подобными проблемами сталкиваются и Москва, и Петербург, хотя ситуацию в этих городах назвать катастрофической нельзя. Например, в обеих столицах на постоянной основе работают 70 и 120 лицензированных гидов-китаистов соответственно. Но после 2007 года, когда китайскоговорящий турпоток начал стремительно расти, аккредитованных гидов стало не хватать. Тем более что помимо китайцев из КНР есть и группы из Гонконга, Тайваня, Сингапура. «Поток действительно вырос существенно. Мы не можем обойтись только аккредитованными гидами. Их не хватает даже на весь объем только нашей компании», – сказал RATA-news управляющий директор «Тари-тур» Игорь Кузьмин.

 

Как утверждают специалисты, сейчас аккредитованные гиды обслуживают в Москве и Петербурге весь поток китайцев, проживающих за пределами КНР. Что же касается туристов непосредственно из Китая, то аккредитованные гиды в основном работают с вип-клиентами и гостями российских фирм. А из огромного потока китайцев, прибывающих по безвизовому обмену, по данным Института Дальнего Востока РАН, аккредитованные гиды обслуживают только 10%. Все остальные туристы – на попечении китайских нелегалов.

 

На востоке страны ситуация еще парадоксальнее. В Иркутске аттестованных гидов со знанием корейского языка – двое, китайского – 32. В 2014 году местными вузами было выпущено 28 специалистов с китайским языком и опять же всего два – с корейским. Как пояснили в СБАТ, сейчас желающих изучать корейский язык практически нет, так как по окончании института работу по специальности не найти – российский бизнес вытеснен из сферы приема корейских туристических групп

 

Если до конца 90-х годов нелегальных китайских турфирм на российском рынке было считанные единицы, то после подписания в феврале 2000 года между РФ и КНР соглашения о безвизовых групповых турпоездках они стали расти, как грибы. Большинству туристов такие компании предлагают продукт, который экскурсионным назвать можно только условно. На рынке говорят о специфическом китайском способе ведения бизнеса, с которым россиянам очень трудно конкурировать: клиентам выставляют цены заметно ниже себестоимости, а все главные объекты показа включают в программу без входных билетов, так что плата за них потом поступает прямо в карман гида. Даже посещение Кремля вплоть до октября 2013 года не включалась в тур, а тоже предлагалась отдельно. Качество работы таких гидов вызывает множество нареканий. Но есть и совершенно вопиющие случаи: гид-китаец проводит экскурсию для группы туристов в Эрмитаже, а на просьбу показать аккредитацию говорит, что он просто «общается со своими китайскими друзьями».

 

Как рассказала RATA news директор петербургского оператора «Фаворит» Светлана Федотенкова, ее компания готова активнее работать с китайскими туристами. «Но надо понимать, что это – риск. Даже в условиях кризиса и спада потока из других стран подходить к китайскому рынку надо очень осторожно. Мы, например, работаем только по 100-процентной предоплате, что китайцев часто не устраивает. А это и есть главное отличие китайского потока, например, от французского или немецкого. Когда к нам едут французы, они покупают полноценный пакет, это дает и работу нам, и деньги, которые поступают в бюджет нашей страны. Совсем другое дело – китайский поток, который сейчас фактически проходит в страну минуя российских операторов», – пояснила она. С ней согласна исполнительный директор СБАТ Галина Солонина: «Гиды-нелегалы не платят налоги, им не нужно содержать офис, их никто не проверяет. Единственное, что требуется – это телефон, чтобы принимать заявки. Конечно, такой туризм гостям региона обходится дешевле, но и качество услуг страдает: транспорт грязный, питание некачественное. Туристы недовольны».

 

По данным Иркутского международного аэропорта, в 2013 году из Китая в Иркутск прилетело 51,2 тыс. человек, из Южной Кореи – 3,4 тыс. За 10 месяцев 2014 года поток составил уже 50,7 тыс. и 6 тыс. пассажиров соответственно. С 1 января 2014 г. появилось прямое авиасообщение между Иркутском и Сеулом. Но подавляющая часть этого потока идёт мимо иркутских операторов. В компании Green Express полагают, что через российских операторов проходит не более 20% корейского и 50% китайского объемов. По словам генерального директора компании Вадима Копылова, с отменой виз для корейцев ситуация сильно ухудшилась: нелегалы начинают разворачивать свои гостиницы, проникать во все сферы туристического бизнеса.

 

Светлана Федотенкова убеждена, что с ростом потока туристов из Китая и Кореи все эти проблемы будут только нарастать. «И решать их надо сейчас, потому уже завтра российские компании могут не справиться с экспансией нелегального бизнеса», – пояснила она. В этом деле стоит ориентироваться на опыт многих стран, которые лоббируют интересы национального турбизнеса. В том же Китае, например, никому в голову не придет привлекать к работе в качестве гидов для русских туристических групп наших соотечественников, хотя их уровень подготовки подчас выше, чем у китайских. В Таиланде, в Индии также введен запрет на проведение экскурсий для россиян нелицензированными русскими гидами.

 

Тем не менее Игорь Кузьмин предостерегает от простых запретительных мер: «Нехватка лицензированных китайских гидов очевидна. Но взять и одним махом запретить нелегалов – это не решение проблемы. Рынку нужна альтернатива. Например, надо максимально активизировать работу с китайской молодежью, которая учится в России, упростить для них доступ к обучению на курсах экскурсоводов». Эксперт предлагает посмотреть на вопрос более прагматично. «Я не лоббирую интересы китайского бизнеса, а хочу, чтобы к нам приезжало больше туристов. По своему опыту мы знаем, что китайцам гораздо комфортнее и спокойнее со своим гидом – как кстати, и россиянам за рубежом. Такой гид обычно лучше знает, что нужно и интересно его соотечественникам. Не случайно на лицензированных китайских гидов мы практически не получаем жалоб от клиентов, а на наших – получаем», – добавил он.

 

СБАТ предлагает целый комплекс мер, способный снять остроту ситуации. В ассоциации считают необходимым выработать критерии, которые могли бы препятствовать распространению незаконного предпринимательства, а также позволили бы развивать очень важные сегменты рынка въездного туризма из Кореи и Китая. Эти критерии могут быть закреплены отраслевым законом либо специальным постановлением правительства РФ, регламентирующим правила оказания услуг в туристической сфере. Кроме того, изменения надо вносить и в соглашение между правительствами России и Китая о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года. Кстати, компании, входящие в СБАТ, имеют 24-летний опыт работы в качестве уполномоченных организаций в рамках соглашений о безвизовом туристическом обмене между двумя странами от 1991 и 2000 годов.

 

В новую редакцию межправительственного соглашения, а также законодательные или подзаконные акты, регулирующие сферу въездного туризма, СБАТ предлагает внести требование о стаже туроператора не менее пяти лет, аналогичном стаже на руководящей должности для директора компании плюс высшее образование. Нелишним будет пункт о наличии в штате туроператора специалистов – граждан РФ со знанием иностранных языков, в частности, китайского и корейского. В штате уполномоченной компании в рамках соглашения должно быть, по мнению СБАТ, также не менее пяти специалистов со стажем работы в туризме три и более лет.

 

Прежде эти критерии не были детально прописаны в межправительственном соглашении, так как турбизнес в России был лицензионным видом деятельности. Но в связи с отменой лицензирования необходимо зафиксировать требования, способные обеспечить качество и надежность компаний, работающих как в рамках безвизового соглашения, так и вне его – по другим направлениям международного туризма.

 

Кстати, в китайском законодательстве установлена норма, согласно которой на рынок въездного туризма допускаются только те компании, которые имеют стаж работы в сфере внутреннего туризма не менее трех лет при отсутствии обоснованных претензий к ним со стороны потребителей и партнерских организаций. В СБАТ уверены: аналогичное требование должно быть и в российском отраслевом законодательстве.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Сочи 27.04
Visit Japan - окинава
 
 
Говорят профессионалы
 
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100