Позиции РСТ сильны, как никогда
Вчера в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ прошел XIV съезд Российского союза туриндустрии. Он собрал представителей турбизнеса, страховых компаний, гостиниц, санаторно-курортных учреждений и других предприятий туристско-рекреационной сферы, а также руководителей профильных комитетов ТПП РФ, Госдумы РФ, Совета Федерации, органов исполнительной власти, общественных организаций и др. Несмотря на юбилей – в этом году РСТ исполнилось 20 лет, съезд носил традиционно деловой характер: отчет о проделанной работе за 2012, выборы правления и регионального совета, прения, определение приоритетов работы на ближайший год.
На съезде был избрано новое правление и региональный совет РСТ, которые, в свою очередь, выбрали президента и трех вице-президентов союза. В составе руководства союза ничего не изменилось: президент – Сергей Шпилько, вице-президенты – Юрий Барзыкин, Сергей Корнеев и Александр Осауленко. Региональный совет возглавила генеральный директор компании «Анкор», председатель комиссии по автобусному туризму Ольга Санаева.
На протяжении 20 лет РСТ остается стабильным, постоянно развивающимся предпринимательским объединением, которое активно участвует в совершенствовании законодательной базы всей отрасли и создании в России цивилизованного туристического рынка. Такая оценка содержится в приветственном письме съезду председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко. На высокий профессионализм РСТ указали присутствовавшие в зале президент ТПП РФ Сергей Катырин, директор департамента туризма и регионального развития Минкультуры РФ Ольга Ярилова, руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков.
Президент РСТ, глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько в своем выступлении отметил, что 20 лет – серьезная дата, примеров такого долгожительства среди отраслевых объединений в России немного. «В первом, учредительном съезде союза приняло участие чуть более 100 человек. В нынешнем составе их осталось, возможно, не более 10%, но энтузиазм жив до сих пор. Возможно, мы не всегда достаточно эффективны, но точно всегда последовательны. И точно никогда не были конъюнктурной, «карманной», организацией, которая прогибается под расклады рынка или политической ситуации», – сказал он.
По словам президента РСТ, в союзе сейчас максимально сильный состав: «У нас выстроены отношения с исполнительной властью, с профессиональными объединениями в туризме, ТПП, регионами. Есть опыт, который позволяет не конфликтовать с органами туристической власти, а помогать им в решении отраслевых проблем». В частности, среди самых актуальных вопросов Сергей Шпилько назвал снижение бремени ответственности турбизнеса. «Выездной рынок разъедает демпинг. Появление «Турпомощи» может стать для недобросовестных компаний еще одним поводом для строительства «пирамид». И за их авантюризм вынуждены будут платить другие фирмы. Нельзя допустить, чтобы сбылись эти прогнозы, поэтому проблему надо как можно быстрее решать с органами власти», – заметил Сергей Шпилько.
Российский союз туриндустрии, созданный в 1993 году и до 2002 года называвшийся Российской ассоциацией туристических агентств (РАТА), – крупнейшее отраслевое объединение. С учетом ассоциированных членов, организаций, входящих в ассоциации и союзы, а также объединенных в сети турагентств, РСТ представляет интересы более 2,5 тыс. предприятий туриндустрии из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В структуре РСТ 10 региональных отделений. Входят в состав союза и большинство региональных туристических ассоциаций – 29. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, за последний год в союз вступило 35 новых членов, покинуло – 18.
РСТ – авторитетная организация. Ежедневно на нее бывает не менее 90 ссылок в российских СМИ, за последние два года общее число упоминаний организации составило более 32 тыс. Но, главное, по словам Юрия Барзыкина, что это – мощный инструмент лоббирования интересов отрасли. РСТ входит в 20 экспертных советов при различных ведомствах, мнение которых принципиально важно при решении задач государственного уровня. Среди главных задач союза на сегодня – совершенствование «Турпомощи». РСТ считает необходимым добиться исключения из положений закона формулировок «ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств» и «не менее 100 тыс. рублей». Нужно также внести исправления в главу 26.2, которые сделают возможным относить отчисления в фонд «Турпомощи» в разряд затрат. Кроме того, как заметил Юрий Барзыкин, в связи с недавними банкротствами «Объединенных курортов», «Роскурорта», «Раены», «Синей птицы» и других компаний, специализировавшихся на внутреннем туризме, во властных кругах замелькали идеи увеличения размера фингарантий для этой категории компаний. А это значит, что РСТ должен уже сейчас выработать по этому поводу свою позицию.
Участники съезда отметили большую роль РСТ в решении проблем отрасли. Как сказала Ольга Санаева, руководству союза удается эмоциональные, не всегда сформулированные жалобы операторов облечь в четкую форму обращений, которыми оно начинает буквально «бомбардировать» соответствующие инстанции, добиваясь разрешения ситуации. Заместитель министра туризма и курортов Ставропольского края Александр Джангиров, многолетний член РСТ, полагает, что правильное позиционирование региона с помощью РСТ во многом способствовало развитию туризма в крае, который в прошлом году принял первый миллион туристов.
Главное условие успеха РСТ – живая связь с рынком, активное участие компаний в общественной жизни. «Если турбизнес не хочет, чтобы за него кто-то другой писал отраслевые законы, нужно активнее выходить со своими предложениям. Сейчас очень хорошее время, чтобы быть услышанными. Только так мы сможем работать по тем правилам, которые оптимальны для нас», – заметил вице-президент РСТ, заместитель генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Сергей Корнеев, до недавнего времени возглавлявший департамент туризма и региональной политики Минкультуры РФ.
Сергей Шпилько также уверен, что «важен не отчет руководства РСТ о проделанной работе, а наказы от членов союза». «Наказы» не заставили себя ждать. По словам руководителя Удмуртского отделения РСТ, директора ижевской компании «Лина-тур» Елены Захидовой, союзу пора активизировать работу с регионами: «Я вижу, что в регионах много интересных инициатив, было бы интересно поучиться, обменяться опытом, но взаимодействие пока налажено слабо. Хочется надеяться, что с приходом нового руководителя регионального совета ситуация изменится к лучшему».
Вице-президент РСТ, руководитель Дальневосточного отделения Александр Осауленко также полагает, что РСТ недорабатывает с регионами: «Региональный совет есть, меняются его составы, но результатов нет. Значит, надо менять его функционал. Турбизнес уже наработал интересные формы взаимодействия с регионами – воркшопы, road-show, это надо использовать. Не стоит ждать, пока регионы придут в Москву, надо самим отправляться к ним». Руководитель Комиссии по детскому и молодежному туризму и отдыху СЗРО РСТ, генеральный директор компании «Петротур» Игорь Мазулов обратился в РСТ с предложением усилить работу по развитию детского и школьного туризма, а также уделить еще больше внимания подготовке кадров для туризма. Тему детского туризма, как всегда, эмоционально поддержал главный редактор газеты «Вольный ветер» Сергей Минделевич.
Генеральный директор благовещенской компании «Дальневосточный Феникс» Александр Кивал обозначил ряд серьезных претензий к работе «Турпомощи»: «Я вхожу в ревизионную комиссию этого объединения, накануне было ее заседание. Ситуация удручающая: нет бюджета, нет полноценного колл-центра. Сентябрь был определен как рубеж для оценки работы объединения. Считаю, наблюдательный совет «Турпомощи» должен сделать выводы. Большую роль в этом может сыграть РСТ». Александр Кивал полагает, что деньги, которые мертвым грузом лежат в фонде «Турпомощи», могли бы частично пойти на поддержку турфирм, пострадавших в результате катастрофического наводнения на Дальнем Востоке. Юрий Барзыкин решительно отклонил последнее предложение: «Компенсационный фонд – не кубышка, из которой можно потихоньку брать деньги по разным поводам. Это – гарантия, репутация отрасли. В любом случае, бизнес не должен подменять собой государство, которое призвано оказывать помощь в случае стихийных бедствий». А вот ситуация в «Турпомощи», по его словам, действительно требует обсуждения. РСТ ждет от своих членов конкретных замечаний и предложений на эту тему.
Материалы съезда, новый состав президиума, правления и регионального совета РСТ вскоре будут размещены на сайте www.rostourunion.ru.
Светлана Ставцева, Нина Егоршева, RATA-news
Фото Натальи Панферовой, Алексея Чеснокова
Поддержку РСТ по организации и проведению съезда оказали компании:
– «Атлантис Лайн»
– «БВЛ»
– «Круиз» (Волгоград)
– Росбанк
– «Сеть магазинов горящих путевок»
– платежная система Contact
Генеральный спонсор съезда – туроператор «Пегас Туристик».
Стратегический партнер – компания ERV (Туристическое страхование).
Официальный информационный партнер – телеканал RTG TV.