Алеан 25.03
 
Греция
 
Марокко - 16.03
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Франция 26.04
 
 
 
Веди Тургрупп - Родные просторы
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Май
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Веди Тургрупп - Родные просторы
 
Главная№3511Малые города России – лидеры провинциального туризма

Малые города России – лидеры провинциального туризма


Небольшие российские города, объединив усилия, вполне успешно продвигают туризм, демонстрируя убедительную динамику турпотока. На российско-итальянской конференции «Малые города», состоявшейся в рамках выставки «Интурмаркет», исполнительный директор Ассоциации малых туристических городов России Елена Канева сообщила, что число туристов в городах объединения за последние шесть лет выросло на 56%, а ежегодный турпоток достиг 3,5 млн. человек.

 

Ассоциация работает уже шесть лет, в ее составе восемь муниципалитетов: Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Мышкин, Суздаль, Тобольск, Углич. «Это лидеры провинциального туризма, с развитой туриндустрией, в этих городах сосредоточено немало архитектурных памятников, часть из них находится под охраной ЮНЕСКО. И все они обозначили туризм как одно из основных направлений своего развития», – пояснила г-жа Канева. За последние пять лет общий объем инвестиций в туристическую отрасль этих городов составил более €500 млн., с 2005 года количество гостиничных мест увеличилось на 83%, «восьмерка» одновременно может разместить свыше 34 тыс. туристов.

 

В активе городов-участников ассоциации большое количество успешных проектов: классические и авторские экскурсионные программы, паломнические поездки, развлекательные туры и шоу-программы, активный, событийный и деловой туризм, речные круизы: «Все эти турпродукты объединяют в себе исторические, культурные и православные традиции страны в целом». Каждый город известен крупным событийным мероприятием, которые уже стали брендами своих территорий. К примеру, «Лыжня России» в Дмитрове, «Спасская ярмарка» в Елабуге, Праздник огурца и соревнования по бегу в лаптях в Суздале, «Зимние забавы» и «Фотопарад» в Угличе, международный фестиваль воздухоплавателей в Кунгуре, фестиваль военно-исторических клубов «Азов», парад старинной техники «Самоход» в Мышкине и другие.

 

Организация активно сотрудничает с зарубежными партнерами, например, в 2009 году подписала соглашение с Ассоциацией малых городов Франции, а в декабре 2012 года получила в Париже приз «Золотой скипетр» за устойчивое развитие туризма в малых городах. Елена Канева (на фото справа) предложила итальянским участникам конференции организовать обмен делегациями, пригласила их посмотреть, чем живет российская провинция: «Интересно также сделать яркие фоторепортажи о путешествиях итальянцев в России и россиян в Италии».

 

 

Преподаватель Московского государственного университета сервиса Ольга Вапнярская (на фото слева) заострила внимание на проблемах малых российских городов. «Их туристический потенциал зачастую мало известен даже россиянам, к тому же многие из них находятся в состоянии, которое трудно презентовать не только зарубежным, но и нашим туристам», – сказала она. Высокий потенциал позволяет создавать собственный турпродукт, с которым можно интегрироваться в популярные маршруты, в том числе, круизного туризма, как, например, сделали в Мышкине. Хуже, если потенциал низкий или ограничен: проекты по реставрации, модернизации отличаются очень высокой стоимостью и длительными сроками реализации.

 

«Если перед малым городом, при отсутствии значимого потенциала, поставлена задача привлечь турпотоки, мы обладаем технологиями создания концептуального туристического ресурса», – подчеркнула г-жа Вапнярская. Для этого подходят брендовые продукты. Например, в Ярославле фабрика валяной обуви устраивает экскурсии, предлагает туристам купить свои изделия, Тульская область приглашает в музей старых автомобилей, в Краснодарском крае существует музей культуризма, а в Тверской области есть музей воздуха, музей гадов и т.д. Примером удачного использования этих технологий может служить «Вотчина Деда Мороза» в Великом Устюге.

 

Концептуальные туристические ресурсы позволяют развивать территории, изначально не богатые такими возможностями, разнообразить турпрограммы, снижать влияние сезонности. «Также они в целом стимулирует развитие туриндустрии. Как показывают наши исследования, такой подход все более востребован малыми городами», – заключила Ольга Вапнярская.

 

По словам президента Союза малых городов России Евгения Маркова, «малые города России и Италии – это две большие разницы». Отличия касаются не только численности населения – в среднем, в итальянских городках проживают по 500-1000 человек, но и образа жизни, социальной и градостроительной политики и т.д. «Невозможно узнать Италию, побывав только в Риме, Венеции или Генуе и не посетив ее маленькие городки-деревушки. Так же как нельзя понять и Россию, ни разу не побывав в провинции», – уверен г-н Марков. Союз в 2010 году заключил соглашение с ассоциацией «Самые красивые малые города Италии». «В нашем союзе более ста небольших туристических городов, они заинтересованы в активном продвижении, имеют готовые программы. Вместе с итальянскими коллегами будем продвигать турпродукты наших малых городов», – поделился планами Евгений Марков.

 

Директор туристического информационного центра Углича Юлия Воронова отметила особенности работы в маленьком городе: «Прежде всего, это очень небольшой бюджет на рекламу и продвижение».

 

 

Главное, по ее словам, научиться продавать не столько отдельный турпродукт, сколько «весь город» целиком. Центр разработал «Карту гостя», позволяющую сократить расходы на экскурсии и размещение, которая оказалась востребованной не хуже ее барселонского аналога: «В год выпуска каталонцы продали 500 таких карт, наш ТИЦ – 200, согласитесь, неплохой результат для маленького Углича». Г-жа Воронова уверена, что к продвижению малых городов желательно подходить проще, совсем не обязательно тратиться на толстые цветные каталоги и альбомы, но надо с душой и радостью рассказывать, как здорово путешествовать по России. К тому же современные технологии позволяют самостоятельно создавать информационные продукты и распространять их через социальные сети, по электронной почте.

 

«Россия – это страна малых городов. Всего у нас 1097 городов, и 781 из них относится к категории малых, в них проживает около 17% населения», – сообщил преподаватель Высшей школы экономики Александр Трифонов. У подавляющего большинства таких городов нет бренда, то есть они не имеют своего «лица», но, тем не менее, располагают туристическим потенциалом. По мнению г-на Трифонова, брендом может стать совокупность материальных и не материальных активов, достопримечательности, памятники истории и архитектуры, природные объекты и даже концепции, специально придуманные для города, мифологические и реальные персонажи. К таким аспектам относятся также легенды и события, местная специфика жизни, менталитет, региональные особенности в культуре и языке.

 

 

«Бренд делает город уникальным, привлекательным и комфортным, причем не только для туристов. К примеру, концепция «Зеленый город», распространенная за рубежом, у нас почти не встречается, а ведь она очень подходит именно для маленьких городов», – полагает г-н Трифонов. Также он отметил, что без бренда невозможно успешно конкурировать с другими городами. Ведь в глобальном мире конкуренцию составляют не только «соседи» по стране, но и зарубежные населенные пункты, привлекательные с точки зрения туризма.

 

«Ценность представляют только уникальное туристическое предложение, каким не обладают ваши конкуренты», – подчеркнул он. К тому же туризм может стать хорошим подспорьем экономике района, привлечь инвестиции, это особенно актуально для городов, откуда идет постепенный отток населения. К примеру, в Белеве число жителей сократилось с 18 тыс. в 1979 году до 13,5 тыс. в 2013.

 

И опять положительным примером послужил Великий Устюг – классический малый город в российской глубинке, расположенный вне транспортных артерий, очень далеко от городских агломераций. За 9 лет с момента появления бренда «Родина Деда Мороза» турпоток туда увеличился в шесть раз, существенно выросла его гостиничная база.

 

«В России запрос на изменения к лучшему очень высок, и сити-брендинг может стать одним из ключевых инструментов, помогающих жителям малых городов обрести надежду на возрождение», – заключил Александр Трифонов.

 

Наталья Панферова, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Тунис 19.05
Дельфин Крым
Кондор 6 мая-5июня
 


 
Говорят профессионалы
 
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
«Спрос на путеводители – чуткий барометр погоды на туристическом рынке»
Елена ПЕТРОВА
издательство «Аякс-Пресс»
генеральный директор
То, что происходило с путеводителями по Крыму в прошлом году, стало для меня шоком. Уже в марте 2014 года, когда Крым вошел в состав России, мы отправили туда своего автора и начали срочно готовить путеводитель. Он оказался первым по российскому Крыму – и весь тираж, распланированный на полтора года, разошелся за пять месяцев!
«Только тот, кто дойдет до выхода, сможет сполна вкусить от пирога отложенного спроса»
Игорь ДРЕВИН
«Карлсон Туризм» и «Инфлот»
управляющий директор
Многие вип-туристы могут "мигрировать" между двумя-тремя основными игроками на рынке, но точно не уйдут в Booking, это не их формат. Нашим клиентам нужно высокое качество обслуживания, личные рекомендации менеджеров, знание их вкусов и предпочтений, внимание и понимание со стороны туроператора, грамотное сопровождение
«Мы убедили свои санатории в необходимости работы с турбизнесом»
Марина РОЗАНОВА
«Профкурорт»
коммерческий директор
Сейчас санатории, выиграв тендер Фонда социальной защиты, получают 1 тыс. рублей в день. На эти деньги можно только кормить людей, а о лечении, тем более усовершенствовании лечебной базы, при таком финансировании говорить трудно. Наши санатории развиваются за счет того, что сами зарабатывают
«На внутреннем рынке сезон будет хорошим, но особого ажиотажа ждать не стоит»
Алексей ВЫСОКАНОВ
«Мультитур»
генеральный директор
К выходу крупных компаний на наши направления отношусь спокойно. Хотя риск для игроков внутреннего рынка, безусловно, возрастает. Клиенты будут покупать отдых там, где дешевле, удобнее, выгоднее, то есть у более технологичных компаний. Выездные операторы накопили в этом большой опыт, будет непросто с ними конкурировать
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100