Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Некоторым детям поездки за границу противопоказаны

08:07, 22 июля 2003

Сегодня мы начинаем публиковать «Путевые заметки» Вячеслава Попилина – кандидата исторических наук, одного из известнейших гидов на автобусных маршрутах в Европу. Вячеслав часто сопровождает детские и взрослые группы московских турфирм и знает многие европейские города ничуть не хуже местных гидов. Кроме этого, он отличается постоянной заботой о туристах и умением без потерь выходить из различных экстремальных ситуаций за рубежом. Так что, «Путевые заметки» г-на Попилина будут не только интересным, но и весьма полезным чтением.

…Уже часа за полтора до отхода брестского поезда обширное пространство между зданием Белорусского вокзала и платформами заполняется отъезжающими детьми разных возрастов и провожающими взрослыми. Поиски «своей группы», последние вопросы, напутствия - и вот уже поезд отходит от перрона, чтобы ранним утром следующего дня прибыть в Брест, где юные путешественники пересядут на автобусы. После утомительной, длящейся несколько часов процедуры прохождения белорусско-польской границы дети отправляются дальше - во Францию, Англию, Германию, Чехию, одним словом, в Европу. И в ближайшие дни в Евродиснейлэнде под Парижем или в знаменитом берлинском зоопарке русская речь будет слышаться чаще французской или немецкой, поскольку каждый четвертый, если не третий (!) посетитель этих славных мест - россиянин.

Казалось бы, все хорошо. Дети с пользой проведут время, приобретут новых друзей, расширят свой кругозор, узнав много нового и интересного, развлекутся, отдохнут (в том числе и от родителей, а те – от них). В общем, как гласит французская поговорка, путешествия формируют молодость.

Все так и - не так. Автору этих заметок доводилось неоднократно сопровождать за рубеж школьные группы, разговаривать с гидами из разных турфирм. И это дает основание утверждать, что проблемы и трудности, с которыми сталкиваются организаторы детских зарубежных туров, в большинстве своем типичны. А ведь их можно было бы избежать или хотя бы значительно смягчить их негативные последствия. В публикуемых заметках сделана попытка систематизировать эти проблемы и предложить пути их решения.

1. Еще несколько лет назад Министерство образования РФ предоставило право средним учебным заведениям самим - по решению педсоветов и родительских комитетов - определять сроки школьных каникул. Так почему бы для классов, которые едут в турпоездки или для всей школы не передвинуть каникулы на декаду вперед или назад? Это позволило бы уменьшить столпотворения на вокзалах и границах, облегчить проблему размещения в отелях, да и удешевить сами поездки. Как известно, некоторые фирмы повышают на каникулы и праздники цены на свои туры. Самые предприимчивые руководители учебных заведений путем переноса сроков каникул уже научились нейтрализовать эти « происки» турфирм.

2. Более тщательно и ответственно надо подходить к подбору учителей, сопровождающих за рубеж школьные группы. Многие турфирмы при наличии 9-10-11 человек в группе отправляют сопровождающего учителя бесплатно. Это правильно и справедливо, тем более что, как известно, на нашу учительскую зарплату особо не разъездишься. Но на сопровождающего во время поездки возлагается огромная ответственность. Ведь на него оформляют доверенности на выезд детей, он, в первую очередь, отвечает за их жизнь и здоровье, он должен следить за дисциплиной, хранить их деньги и.т.д.

К счастью, большинство учителей хорошо понимают свои обязанности и исправно выполняют их. Но встречаются и противоположные примеры. Так, директриса одного из московских техникумов гораздо больше времени проводила в парижских магазинах, чем со своими подопечными. И однажды молодежь, приняв немалую дозу спиртного, стала соревноваться, кто разобьет больше окон в парижском отеле, где они жили. На мое предложение немедленно призвать своих питомцев к порядку, директриса заявила: «Они мне и в Москве осточертели! Хоть тут от них отдохнуть!»

А одной учительнице из Коми пришлось вместе с родительницей 12-летнего оболтуса выложить 1000 (тысячу!) евро директору отеля в Антверпене за то, что этот милый мальчик метровыми буквами намалевал темно-коричневой краской на свежевыкрашенной светлой стене (в отеле шел ремонт) короткое и емкое матерное ругательство (разумеется, по-русски). Директор вызвал полицию. А за день до этого тот же паренек пытался с помощью ножа достать из автомата банку колы в холле парижского отеля.

Кстати, было бы неплохо, если турфирмы разработали бы памятки для учителей-сопровождающих, в которых перечислялись их обязанности, давались полезные советы, рекомендации и.т.д. Эти памятки следовало бы заблаговременно рассылать в школы, приславшие заявки на турпоездки.

3. Из предыдущего примера явствует, что надо более внимательно подходить и к отбору детей для турпоездок. Многие едут не столько для того, чтобы увидеть что-то новое и интересное, сколько «потусоваться» и побыть без занудной опеки родителей. В этом не было бы ничего плохого, если бы тусовки не превращались для некоторых в самоцель. Ведь ради них вовсе не обязательно тащиться в Париж или Лондон, можно съездить в Тулу или Тверь. Убежден, что некоторым детям поездки в зарубежные страны просто противопоказаны. Есть совершенно неуправляемые «экземпляры», которые могут неожиданно с риском для жизни выбежать на проезжую часть, удалиться от группы и «раствориться» в незнакомом городе, а чтобы их найти, приходится обращаться в полицию. И все это - в ущерб остальным членам группы.

Та же учительница из Коми позднее призналась мне, что она отказывалась брать в поездку того самого 12-летнего хулигана, и тогда его мать заявила, что тоже поедет. Но, как ясно из вышесказанного, ситуацию это не изменило… Может быть, если речь идет о школьной группе, есть смысл вернуться к практике получения характеристик на детей? Желательно, объективных.

4. Подчас приходится сталкиваться с тем, что в одной тургруппе объединены дети разных возрастов. Этого следовало бы, по возможности, избегать, ибо ясно, что и интересы, и психология, и возможности этих ребят сильно разнятся, и сопровождающему очень сложно (если не невозможно) сделать поездку интересной для всех.

5. Турфирмам не следует соглашаться на оформление родителей с очень маленькими (3-4-летними) детьми, а ведь бывает и такое! Ничего, кроме вреда, такая поездка ребенку не принесет. Он измучается, будет капризничать, дергать маму и отравлять поездку окружающим. С маленькими детьми лучше ехать в индивидуальные туры.

Иногда уже в ходе поездки выясняется, что ребенок (любого возраста) плохо переносит автобус. Вообще, нагрузки, связанные с длительными переездами, а также непривычное питание и режим (например, ночные переезды) не всем под силу. Поэтому надо все тщательно взвесить, прежде чем отправлять свое чадо в автобусный тур.

6. Иногда некоторые дети бывают совсем не готовы к поездке, ничего не знают о тех городах и странах, куда они едут. Неопытного гида могут выбить из колеи вопросы типа «А что такое Рейхстаг?» или «А какие в Лувре есть аттракционы?» Наверное, перед поездкой учителям-гуманитариям стоило бы провести для отъезжающих детей 2-3 беседы о странах и городах, которые посетит группа.

Конечно, в этих заметках упомянуты лишь некоторые проблемы детского туризма, да обо всем и не напишешь, - настолько они многообразны и зачастую неожиданны. Автор прекрасно понимает, что отнюдь не все его выводы и предложения найдут положительный отклик у работников турфирм и учителей и останутся не более, чем благими пожеланиями. И все- таки я убежден, что попробовать стоит. Как говорил герой известного фильма «Окно в Париж» (этот фильм я часто беру с собой и показываю в автобусе), «А вы попробуйте! Ведь вы даже и не пробовали!»

Обсудить в telegram

вам может быть интересно