Интурмаркет 2020 02.10

Алена Кудилкова: «Этот год мы посвятим столетию Чехии и знаменитым чешским брендам»

По итогам 2017 года Чехия показала отличную динамику: страну посетили 551,2 тыс. туристов из России, что на 35% больше, чем в 2016. Тем не менее, как полагают в CzechTourism, еще есть куда расти на российском рынке, особенно в регионах. О новых и хорошо забытых старых точках роста, а также о вреде шаблонов в развитии направления RATA-news рассказала глава представительства Национального туристического управления Чехии в Москве Алена Кудилкова.

- Вы возглавили представительство в Москве год назад. Какие впечатления, что совпало с вашими ожиданиями, а что – нет?

- В тот момент, когда я вступила в должность, кризис еще не закончился. Казалось бы, в турбизнесе должна быть полная стагнация. Совершенно не ожидала, что не только сохранится костяк основных туроператоров по Чехии, но даже появятся новые.

Думала также, что будет сложно работать в условиях кризиса, однако коллеги охотно шли на контакт, поддерживали наши идеи. Нам очень хочется, чтобы турфирмы в российских регионах и наши потенциальные гости больше знали о возможностях отдыха в Чехии. Для этого мы стараемся развивать сотрудничество с региональными туроператорами: проводим семинары, приглашаем в инфотуры. И получаем хорошую отдачу, видим развитие рынка. С этой же целью CzechTourism организует «чешские дни», для участия в которых из Чехии приезжают представители регионов. Таким образом мы создаем качественную b2b-площадку, где чешские компании могут представить свой продукт и обсудить с российскими партнерами варианты сотрудничества.

 

- Удалось ли туроператорам сохранить хорошие позиции в чешских отелях? Ведь три года спада на российском рынке не могли пройти бесследно.

- Российским туроператорам, конечно, сейчас труднее работать с чешскими отелями, не так просто получить хорошие цены и большие квоты мест. Из-за падения спроса из России многие гостиницы были вынуждены переориентироваться на системы прямого бронирования, на другие зарубежные рынки. В итоге, по словам многих российских туроператоров, в прошедшие новогодние каникулы они бы отправили больше туристов, но найти места было сложно. Особенно сложная ситуация в Праге. Тем более что россияне любят бронировать в последнюю минуту.

 

- Во многих европейских странах рост достигается, в основном, за счет самостоятельных туристов из России. Какова ситуация в Чехии?

- У нас традиционно большая доля организованного турпотока. Примерно 10-15% российских туристов организуют поездки сами, остальные едут через турфирмы. При этом все летят индивидуально, но заказывают общий трансфер, групповые экскурсии, это позволяет оптимизировать стоимость тура. К тому же к нам многие приезжают на лечение, а именно туроператоры получают выгодные цены на чешских курортах. В сегменте организованного туризма примерно 70% – экскурсионные туры, 30% – лечение и оздоровительно-профилактический отдых. Около 70% наших гостей приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга. Подавляющее большинство едет в Прагу, и вот эту «однобокость» хотелось бы переломить, потому что помимо столицы, которая переполнена туристами, в Чехии есть многое, что стоит посмотреть.

 

- Что бы вы рекомендовали в первую очередь?

- Чешски Крумлов, Чешски Штенберг, Пльзень, Брно. Мы бы хотели вернуть на российский рынок зимний отдых в наших горах. Есть чем разнообразить и линейку курортного отдыха. Россияне едут, в основном, в западную часть страны – в Марианске Лазне, Франтишкове Лазне, Карловы Вары, но есть еще Подебрады – на востоке, Лугачовице – в Южной Моравии, курорты Яхимов и Теплице в Западной Чехии. Здесь тоже прекрасные возможности для оздоровления, причем, многие здравницы не требуют справки от врача, а методики лечения и оздоровления признаны уникальными. Чешской традиции курортного лечения более 100 лет, курорты предлагают большой выбор профилактических, лечебных, оздоровительных и спа-процедур. У каждого своя специализация в зависимости от состава источника.

В чешский Оломоуц организуются цветочные туры, они очень популярны у европейцев, а в России о них ничего не знают. И таких белых пятен очень много. На других рынках диверсификация идет полным ходом, но мы понимаем, что не всё из этого сработает и на российском. Например, голландские туристы активно едут в горы не только зимой, но и летом – собирают грибы, совершают длительные прогулки. Приграничные поляки тоже едут в горы, посещают замки Чехии. Россияне вряд ли поедут летом в чешские горы, но вот поездка на Махово озеро, одно из чистейших в Европе, или на озера южной Чехии вполне могла бы их заинтересовать. Тем более что цены в Чехии остаются наиболее привлекательными в Европе.

 

- Какие инструменты продвижения Чехии на российском рынке вы считаете самыми эффективными?

- На мой взгляд, лучше всего работает сочетание нескольких каналов продвижения с акцентом и на b2b, и на b2c. Мы активно ездим по регионам России, общаемся с турбизнесом, проводим семинары и воркшопы. В этом году стали активно сотрудничать с ключевыми тревел-блогерами, организуем индивидуальные блог-туры.

Ежегодно CzechTourism выбирает ключевую тему, на основе которой строится кампания продвижения. Например, 2018 год посвящен столетнему юбилею Чешской Республики. Эта тема – основа для всех наших онлайн и офлайн маркетинговых проектов на этот год. Программа всех пресс- и блог-туров также строится на основе тем «Чешская Республика – 100 лет истории» и «Всемирно известные чешские бренды». Будем знакомить россиян с городами Брно, Злин, Градец-Кралове и многими другими, олицетворяющими историю нашей страны.

Например, Злин – символ всемирно известного чешского обувного бренда Bata, одного из старейших в мире. Его создатель Томаш Батя, предприниматель, в начале XX века считался королем башмачников. В Злине прекрасно сохранился его первый завод. Но, увы, этого места и имени нет на карте российского туризма. Еще один бренд – чешские мотоциклы Jawa, суперпопулярные в свое время и возрождающиеся сейчас.

Еще в наших планах на этот год совместные с «Чешскими авиалиниями» семинары в тех городах, откуда есть прямые рейсы в Чехию: Москва, Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону. Будут семинары и в других городах – совместно с туроператорами, несколько ознакомительных туров, в том числе для телевизионных групп и блогеров. Надеюсь, что в этом сезоне также удастся договориться об открытии прямого рейса «Чешских авиалиний» из Санкт-Петербурга в Карловы Вары, а также возобновить рейсы в Пардубице.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати