Президиум РСТ подтвердил свою позицию в отношении финансовых гарантий
Президиум Российского союза туриндустрии еще раз подтвердил свою позицию по вопросу финансовых гарантий ответственности туроператоров, утвержденную Правлением РСТ еще в октябре 2006 г., в период обсуждения поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Суть ее заключается в том, что сумму фингарантий необходимо дифференцировать пропорционально реальному объему ответственности туроператоров. Президиум также поддержал предложение исполнительной дирекции РСТ о необходимости внесения в Воздушный кодекс РФ нормы, предупреждающей изменение цены по проданным билетам на чартерные рейсы в течение, по крайней мере, одного месяца до даты вылета. Кроме того, президиум высказался за необходимость введения судебного порядка исключения туроператора из реестра
Очередное заседание президиума РСТ прошло вчера в расширенном формате. В его работе приняла участие Правовая комиссия РСТ, представители входящей в Союз Ассоциации агентств воздушного транспорта, руководители ряда крупных агентств по продаже авиабилетов и приглашенные туроператоры.
В первую очередь, речь шла о финансовых гарантиях. Президент РСТ Сергей Шпилько проинформировал собравшихся о прошедшем 22 июля совещании у министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, в ходе которого, в частности, обсуждалась ситуация с соблюдением прав российских туристов за рубежом и необходимости усиления ответственности туроператоров. Повестка дня президиума РСТ была составлена в том числе и с учетом того, что участникам совещания у министра было предложено внести соответствующие обоснования по изменению закона «Об основах туристской деятельности в РФ».
Президиум РСТ подтвердил свою позицию по вопросу дифференциации фингарантий пропорционально реальному объему ответственности туроператоров перед клиентами, как это сделано во многих странах и, собственно, во всех других отраслях российской экономики, где применяется страхование ответственности по договору. Каким образом страховая компания или банк будут определять этот объем ответственности, решать, в первую очередь, должны они сами – на основании финансовых отчетов, аудита и пр. Законодательно должен быть прописан принцип: не одинаковая сумма для всех турфирм, а страхование реальных рисков каждой компании. Наиболее правильным вариантом, по мнению участников заседания, был бы механизм, позволяющий страховать каждый договор о реализации турпродукта по заранее согласованным тарифам. Рассматривались и другие варианты, в том числе дифференциация сумм гарантий по нескольким категориям туроператоров, представляющих, в частности, малый, средний и крупный бизнес. Это, конечно, полумера, но все же, решили члены президиума, так лучше, чем вводить одинаковую сумму гарантий для участников рынка со столь различной спецификой и объемом бизнеса.
Президиум также признал целесообразной дифференциацию сумм финансовых гарантий для туроператоров, специализирующихся в области выездного и въездного туризма. При этом поддержано предложение по приравниванию минимальных сумм фингарантий для операторов по въездному туризму к суммам гарантий, предусмотренным для операторов по внутреннему туризму.
Вместе с тем, поправки к закону не должны сводиться только к вопросу суммы фингарантий. Не меньше проблем возникает с механизмом реализации прав туристов на возмещение ущерба. Например, это касается сроков подачи документов в страховую компанию. Практика применения свидетельствует о многочисленных правовых и фактических сложностях, не позволяющих пострадавшим туристам полноценно реализовать свое право требования, что во многих случаях делает невозможным возмещение ущерба. Это, в частности, подтвердил скандал с банкротством компании «Детур». Как уже отмечала RATA-news, в действующих нормативных документах установлены различные и противоречащие друг другу сроки подачи документов на возмещение понесенного ущерба и соответствующих выплат. Кроме того, в законе указан срок предъявления претензий только к туроператору (20 дней с момента окончания договора), но не установлен в отношении подачи претензий к турагентству.
Живую дискуссию на заседании вызвал вопрос применения турпутевки как бланка строгой отчетности. В законе указано, что путевка является неотъемлемой частью договора о реализации турпродукта. Императивный характер этой нормы отмечен в разъяснениях Роспотребнадзора от 31.08.2007г. и определении Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 10.06.2008 г. Как рассказал Сергей Шпилько, который принимал непосредственное участие в разработке первого варианта закона «Об основах туристской деятельности», принятого в 1996 году, туристская путевка в его тексте сохранилась лишь потому, что на нее в то время распространялись льготы по НДС. В случае отмены этих льгот, что позднее и произошло, предполагалось упразднение самой путевки и переход на порядок, предусматривающий заключение договора, выдачу ваучера и кассового чека или другого установленного законом документа об оплате тура. Кстати, именно с этой целью в первой редакции закона было введено понятие ваучера, который сегодня повсеместно применяется и в России, и за рубежом. Но при последней редакции закона в 2007 г. понятие ваучера из текста было исключено, несмотря на возражения РСТ. А установив норму, что путевка является неотъемлемой частью договора, авторы поправок забыли или не захотели дописать слова «если не используется контрольно-кассовая техника».
В решении президиума РСТ зафиксирована необходимость внесения поправок в формулировки закона, чтобы допустить применение БСО «Турпутевка» на усмотрение предпринимателя как альтернативу ККТ. Необходимо указать возможность применения туристской путевки как документа, отражающего предварительную оплату по договору о реализации турпродукта. Также необходимо описать возможность применения электронной турпутевки (или ваучера).
Президиум РСТ вновь отметил, что закон практически не содержит формулировок, регулирующих распределение ответственности между туроператором и турагентом в процессе реализации турпродукта, не описан порядок изменения договора в связи с изменением его цены по инициативе туроператора, условий проживания туристов (заменой отеля), транспортного тарифа и прочих обстоятельств, изменяющих договор между туроператором и турагентом и, как следствие, между турагентом и туристом.
Закон содержит нормы, позволяющие органу исполнительной власти своим решением исключить туроператора из федерального реестра. Поскольку номер в реестре, по-существу, является разрешением на вид деятельности, необходимо предусмотреть судебный порядок исключения туроператора из реестра по аналогии с порядком, предусмотренным в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Президиум высказался за введение обязательного страхования выезжающих за рубеж и установление в нормативном порядке минимального перечня рисков, которые должен предусматривать страховой полис, реализуемый в составе турпакета. Обсуждалась возможность определения и минимальной суммы страхового покрытия.
Президиум РСТ также обсудил вопрос о том, какие проблемы могут возникнуть в реализации авиа- и железнодорожных билетов в связи с внедрением электронных продаж и утверждением форм БСО электронных билетов. Это касается не только технологий, но и бухгалтерского учета, и налогообложения. Тема возникла в связи с большим количеством вопросов, задававшихся по этому поводу на прошедшей в Москве 9-10 июля конференции «Транспортные услуги 2008», организованной Ассоциацией агентств воздушного транспорта при поддержке Минтранса РФ и Российского союза туриндустрии. Президиум РСТ попросил проанализировать возможность возникновения проблем специалистов ААВТ и ряда ведущих агентств по продаже билетов.
Президиум поддержал предложение исполнительной дирекции РСТ о необходимости внесения в Воздушный кодекс РФ нормы, предупреждающей изменение цены по проданным билетам на чартерные рейсы в течение, по крайней мере, одного месяца до даты вылета. Напомним, что в мае с.г., когда ситуация с топливными надбавками начала обостряться, президент РСТ направил соответствующие предложение в ФАС, Росавиацию и Роспотребнадзор. Президент РСТ подчеркнул, что эта мера промежуточная, могут быть найдены и более эффективные механизмы решения проблемы, но, так или иначе, тянуть с этим вопросом нельзя – с точки зрения защиты прав и туристов, и турбизнеса.
Решением президиума РСТ созданы две рабочие группы: на базе Правовой комиссии - по разработке поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», на базе ААВТ - для анализа возможных проблем при внедрении БСО электронного билета.
РСТ обращается к членам организации, а также ко всем участникам рынка с просьбой вносить предложения по поправкам к отраслевому закону, а также по другим проблемам правового регулирования турбизнеса.