Спрос на Великобританию растет, цены пока на месте
Великобритания у наших соотечественников стабильно востребована с момента появления в России современного туристического рынка, и с каждым годом спрос заметно растет. По статистике VisitBritain за два предыдущих года, из общего числа российских туристов в страну с целью отдыха въехало 40%, с деловыми целями – 30%, для обучения – 8%.
И если прошлый год показал резкое увеличение деловых посещений Соединенного Королевства россиянами, то в нынешнем многие операторы ожидают всплеска поездок с целью обучения. С одной стороны, это связано с эталонным образом Великобритании как страны с классическим университетским образованием и качественными языковыми школами. Диплом, полученный в британских вузах, открывает для российских студентов перспективу престижного и хорошо оплачиваемого трудоустройства не только на родине, но и в других странах. Именно за это платят родители, отправляющие своих чад на британские острова.
С другой стороны, и это, по всей видимости, главная причина, в 2012 году в Лондоне пройдут Летние Олимпийские игры. Часть обучающей инфраструктуры будет недоступна для студентов – страна сконцентрируется на приеме спортсменов, зрителей, прессы, волонтеров. Некоторые летние центры закроются, другие ограничат прием студентов по датам; сократится и выбор отелей, особенно низкого и среднего ценовых сегментов.
Туроператоры сошлись во мнении, что пакетные цены по Великобритании остались практически на прежнем уровне. Из-за того что «Аэрофлот» существенно повысил стоимость блоков для операторов, некоторые из них отказались в этом сезоне от сотрудничества с авиакомпанией.
Отдых. Наши сограждане, приезжающие в Великобританию, чаще всего предпочитают отдыхать в Англии и Шотландии, столицы которых – самые посещаемые россиянами города страны. Большинство непременно посещают Лондон и прилегающие районы. Деловая столица Европы принадлежит к числу дорогих городов, поэтому наши соотечественники преимущественно размещаются в стандартных «трешках». Еще год назад бронировали и «двушки», что, как считают операторы, было связано с кризисом. Теперь это в прошлом, а запросы по отелям опять отличаются разнообразием и зависят от бюджета поездки.
Южное побережье Англии – города Борнмут, Брайтон, Истборн – выбирают, как правило, те, кто планирует совместить учебные курсы с отдыхом на море и занятиями водными видами спорта. Если повезет с погодой, температура морской воды в проливе Ла-Манш может достигать 24 градусов.
Образование. Соединенное Королевство предлагает широкий ассортимент обучающих программ для взрослых и детей. Курсы для взрослых бронируют в течение всего года, для детей берут, в основном, летние школы. Самый популярный срок для всех категорий учащихся – две-три недели, но он может варьироваться от 14 дней до 2 месяцев. Занятия идут с понедельника по пятницу по 3-4 урока в день, суббота и воскресенье – выходные. Для детей, помимо лингвистических курсов, выбирают предметы средней школы, а также спортивные секции и творческие кружки, в которых занятия проходят только на английском.
Родители часто рассматривают обучение школьным предметам на языке страны как ступеньку для получения серьезного образования в будущем. Они проверяют, подойдет ли Британия их ребенку, сможет ли он там самостоятельно жить и учиться. И родители, и дети понимают, насколько полезны такие каникулы.
Сейчас школьники активно собирают портфолио (сертификаты о сдаче тестов и экзаменов, свидетельства об окончании творческих или спортивных школ, иные достижения), которые позже предъявляют при зачислении в вузы. Еще лет пять назад подавляющее большинство студентов хотели изучать в британских университетах экономику или бизнес. Сегодня более 40% учащихся выбирают научные специальности, дизайн, маркетинг.
Растет и сектор корпоративного обучения, когда компании отправляют своих сотрудников повышать квалификацию в той или иной области.
Размещение в отеле выбирают только взрослые клиенты высокого социального статуса – руководящие работники среднего и высшего звена, приезжающие на 2 недели максимум. Детей и студентов, как правило, расселяют в резиденциях на территории школ и в семьях. По поводу проживания в семье мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, и с ними согласны многие родители, что в семье ребенок получит больше языковой практики. Однако, по мнению других, график занятий у детей настолько плотный, что дома они только едят и спят. К тому же дети 10-11 лет могут стесняться чужих людей. Зато в семьях любят жить студенты, это максимально дешево и дает им определенную свободу действий.
Досуг детей полностью организован на английском языке. После насыщенного учебного дня они посещают школьные шоу и театральные постановки, дискотеки, барбекю и т.д. И все это разноплановое общение тоже проходит на английском. Именно так достигается погружение в специфику английской речи, набирается значительный объем лексики, тренируется способность свободно говорить и даже думать на изучаемом языке.
Тот же принцип работает и во время экскурсий. Гидам важно не столько дать максимально полную информацию о достопримечательностях, сколько вызвать у учащихся вопросы, вовлечь в обсуждение, потренировать в «живой» речи. Не секрет, что именно возможность общения с носителями языка возглавляет список причин, привлекающих в Британию желающих изучать английский.
В стоимость программ для взрослых экскурсии не включены. В школах на информационных досках вывешивают приглашения на вечеринки, в местные ночные клубы и пабы, а также на экскурсии, в музеи (большинство из которых в Британии можно посетить бесплатно), предлагают билеты на театральные шоу, мюзиклы и т.д.
Визы. В конце прошлого года наметилась положительная тенденция – россияне стали заранее беспокоится о поездке в Великобританию, пошли более ранние бронирования. Возможно, это отчасти связано с визовой политикой Британского консульства.
По мнению подавляющего большинства операторов, выдача въездных виз остается одной из главных причин, «нервирующих» и клиентов, и сотрудников турфирм. К сожалению, периодически повторяются ситуации, когда виза выдается на день-два позже запланированной даты вылета. Но если документы поданы за месяц-полтора до поездки, визы, как правило, удается получить вовремя.
На сайте Британского консульства указаны сроки выдачи: 5-15 рабочих дней для краткосрочной визы и до 28 рабочих дней для долгосрочной (от 6 месяцев). Однако на практике случаи выдачи краткосрочной визы по схеме получения долгосрочной – до 28 дней – также имеют место, особенно летом. Впрочем, работники консульства рекомендуют изначально закладывать на оформление визы не менее месяца.
По мнению туроператоров, необходимость принимать решение не позже, чем за месяц, ограничивает туриста в выборе, существенно влияя на продажи. Решаясь на путешествие, например, за три недели до даты вылета, клиент с высокой вероятностью рискует не уехать вовремя. Некоторые вынуждены догонять группу двумя-тремя днями позже, что требует дополнительных затрат на авиабилет. Поэтому менеджеры агентств рекомендуют оформлять страховку от невыезда, чтобы у клиента была возможность вернуть деньги за неиспользованный билет.
Причиной отказа в визе чаще всего становится недостаток средств и неубедительная для визового офицера мотивация поездки: «слишком дорогая программа обучения, мы считаем, это не по средствам вашей семье»; «не видим для вас смысла учить язык в таком зрелом возрасте» и т.п. Впрочем, операторы отмечают, что в течение последнего года отказы в визе случается довольно редко.
Необходимость личного присутствия для сдачи биометрических данных, действующая с 2007 года, на сроках выдачи виз не сказалась, но негативно повлияла на турпоток из регионов России, практически «отрезав» Сибирь и Дальний Восток. Прежде туроператоры имели стабильный поток туристов в Великобританию, например, из Владивостока, Красноярска, Улан-Удэ, Иркутска, Камчатки. Теперь же на всем этом огромном пространстве оформить разрешение на въезд можно только в визовом центре в Новосибирске. В результате многие туристы из провинции отправляются в другие страны, а студенты – в соседнюю Ирландию.
Участники специального выпуска поделились с RATA-news своими планами, рассказав о своих летних предложениях по Великобритании.
Кира Векшина, менеджер компании «ИТЭК»: «По моим наблюдениям, спрос на британское направление сохраняется на уровне прошлого года, возможно, с небольшим увеличением. Цены – учитывая, что НДС в Великобритании с января увеличился до 20% (был 17,5%), повысились незначительно.
Традиционно бронируют поездки на популярную цветочную выставку Chelsea Flower Show, которая в этом году пройдет 24-28 мая; также очень популярен Уимблдонский турнир и другие спортивные события. К свадьбе принца Уильяма наши сограждане большого интереса не выказывают, тем более что там и не предполагается грандиозных мероприятий.
Наиболее востребованы групповые экскурсионные туры и бизнес-поездки в Лондон. Однако в последнее время россияне все больше интересуются поездками по всей Великобритании, особую популярность приобретают Шотландия и Ирландия.
Среди сезонных новинок нашей компании – туры на май-июнь для знакомства с университетами, в которые охотно едут родители, планирующие отправлять детей на обучение. Также мы предлагаем много интереснейших экскурсий для тех, кто уже не впервые посещает Великобританию».
Екатерина Климова, начальник отдела Великобритании и Ирландии компании BSI Group: «Спрос на туры в Великобританию хороший, примерно на 20-25% больше, чем в прошлом году. Как и прежде, в основном заказывают экскурсионные туры в Лондон и Англия – Шотландия – Уэльс.
Отели запрашивают от 3* и выше. Радует тенденция – гостиницы уровня 2* практически перестали пользоваться спросом, что, на мой взгляд, свидетельствует о постепенном выходе из кризиса сегмента групповых туров. Из новинок сезона: групповой тур «Шедевры Англии» с экскурсиями в Оксфорд и Стрэдфорд-на-Эвоне, Солсбери и Стоунхендж, замок Бленем и в Уорвик; тур «Путешествие по Темзе»; «Путешествие по садам и паркам с посещением выставки цветов Chelsea Flower Show». До недавнего времени посещение цветочной выставки было индивидуальным делом, в этом году мы сделали групповой тур, потому что сформировался высокий спрос. Для индивидуальных туристов новый продукт – круизы по Темзе и озеру Лох-Несс на баржах класса «люкс», это эксклюзивное предложение от нашей компании».
Ольга Кривилева, руководитель европейского отдела компании Students International: «Направление развивается очень динамично, с каждым годом запросов в Великобританию все больше, причем и на краткосрочные языковые курсы, и на академические программы среднего и высшего образования.
В этом году спрос повысился процентов на 10. Возможно, это связано еще и с тем, что в январе мы полностью поменяли наш сайт, сделав его более детальным и насыщенным. Одна из тенденций начала года – ранние бронирования. Обычно активные продажи начинались только с марта, теперь же пошли сразу после новогодних каникул.
По детским программам родители, в первую очередь, требуют, чтобы была качественная школа и квалифицированные преподаватели, работающие на постоянной основе. Обращают внимание на безопасность и условия размещения. Предпочитают, чтобы в школе все было на одной охраняемой территории: учебные и жилые корпуса, спортивные площадки, бассейн. Стандартная летняя программа идет от 2 до 6 недель. Бывают запросы и в течение года на осенние и весенние каникулы, но отправляем только группами.
Взрослые обучаются в течение всего года. Мы предлагаем суперинтенсивные курсы, с комбинацией индивидуальных и групповых занятий, в специализированных школах для профессионалов бизнеса, которым необходим прорыв в языке. Такая программа полностью себя оправдывает. Большинство взрослых студентов предпочитают курсы в группах, от 20 до 35 уроков в неделю. Цены в группах на порядок ниже, чем в комбинации с индивидуальными занятиями.
Наша компания работает примерно с 70 языковыми школами, в Лондоне их около 10. Высших учебных заведений – 40-50. Самые рейтинговые – университеты Эдинбурга, Шеффилда и Бристоля, а также City University и Queen Mary University в Лондоне с классическим фундаментальным образованием. Выбор зависит от специальности. Например, университет Шеффилда очень силен в естественных науках. По таким актуальным специальностям, как HR или туризм, мы рекомендуем своим студентам современные вузы с развитой практической стороной обучения».
Ирина Наумова, заместитель департамента образования за рубежом компании BSI Group: «Обучение английскому языку остается очень популярным направлением. Прошедший год показал увеличение спроса на 12-15%. Подобный прирост наблюдается ежегодно, уже с начала года количество бронирований растет.
У нас хорошо востребованы каникулярные программы для школьников: учеба плюс досуг, спортивные занятия, творческие кружки, обычно на 3-4 недели. Стандартная программа: 20 уроков в неделю по 4 урока в день с понедельника по пятницу. Востребованы языковые программы в сочетании со школьными предметами, более интенсивные – 25-30 занятий. Взрослым клиентам – как правило, это деловые занятые люди – предлагаем очень интенсивные курсы (1-2 недели) с элементами профессиональной лексики, риторики, фонетики и т.д. В нашей компании сильный визовый отдел, всем своим студентам мы оказываем полную поддержку в соответствии с правилами посольства».
Джерон Суиджкер, заместитель директора по продажам отеля 51 Buckingham Gate, Taj Suites and Residences: «По нашей статистике, российский рынок дает отелю до 10% загрузки. Стандартные бронирования идут через туроператоров, но если речь о VIP-запросах – мы предпочитаем общаться напрямую с клиентами или агентствами, чтобы учесть все пожелания и предпочтения гостей.
51 Buckingham Gate – уникальный пятизвездочный отель, который состоит только из апартаментов, или, как мы их называем, резиденций. Даже в стандартных номерах есть кухни со всем необходимым оборудованием. Выбирая начальную категорию Deluxe Junior Suite или единственный в своем роде «Президентский этаж» с девятью спальнями, наши гости всегда получают свою собственную резиденцию в Лондоне.
В отеле работает русскоговорящий персонал, мы предлагаем популярные российские журналы и телевизионный канал. Кроме того, гордимся уникальным партнерством со знаменитым универмагом Harrods и старейшим в мире магазином игрушек Hamleys. Благодаря этому наши гости получают такие замечательные услуги, как консультацию персонального ассистента по покупкам в Harrods или подарочную корзину со сладостями от Hamleys. Наши консьержи даже могут устроить для маленьких гостей увлекательную пижамную вечеринку в легендарном магазине игрушек.
Конфиденциальность – золотое правило отеля 51 Buckingham Gate, поэтому мы не вправе разглашать «особые» требования наших клиентов. Но уверены, что русским гостям придется по вкусу наше «Королевское специальное предложение». В него входит прогулка на традиционной карете, запряженной парой лошадей, которая провезет гостей по маршруту предстоящей королевской свадьбы до Вестминстерского аббатства. Затем гости посетят Тауэр и полюбуются драгоценностями Британской короны. А вечер гости отметят бокалом шампанского и традиционным английским чаепитием в нашей уютной библиотеке».
Эльвира Тарасенко, директор по продажам по России, СНГ и странам Балтии The Rocco Forte Collection: «Из 13 отелей нашей коллекции три находятся в Великобритании: Brown’s в Лондоне, The Lowry в Манчестере и The Balmoral в Эдинбурге. В среднем по коллекции, российский рынок находится на четвертом месте, следовательно, он очень важен и для британских страны. Бронирования идут через турфирмы, от корпоративных клиентов и частных лиц.
Brown’s – самый старый пятизвездочный отель Лондона. Там есть русскоязычный персонал; в ресторанах и барах представлено меню на русском языке, то же касается и SPA-центра. Специально к российским праздникам мы делаем пакетное предложение-рассылку на русском языке для наших клиентов в России, например, на Новый год, православное Рождество, 8 марта, майские праздники. В наши отели часто приезжают российские VIP-персоны, им мы предлагаем люксы, наиболее подходящие по дизайну и стилю.
Поскольку столица Великобритании интересна и для бизнеса, и для отдыха, к нам едут не только по делу, но и с семьями. Отель очень популярен среди русских лондонцев, живущих и работающих в городе. Здесь проводят свадьбы, помолвки, другие знаменательные события и, конечно же, назначают деловые встречи во время знаменитой чайной церемонии «файв-о-клок». Российские туристы тратят много денег на дополнительные услуги в отеле, в основном, в ресторанах (эксклюзивные вина и блюда) и SPA-центре. Через наших консьержей заказывают услуги, например, трансфер в аэропорт, аренду автомобиля с водителем на целый день, экскурсии с русскоговорящим гидом… В этом году, в честь свадьбы принца Уильяма 29 апреля, мы подготовили интересное пакетное предложение под названием «Королевская свадьба», включающее: проживание, эксклюзивные подарки, связанные с церемонией, посещение королевского ювелира и т.д.».
Ирина Фоломеева, ведущий специалист по Великобритании компании DSBW: «По сравнению с прошлым летом, пакеты в Британию немного подорожали. По всей видимости, из-за отелей, поднявших цены в преддверии королевской свадьбы. По блокам, которые мы берем у авиакомпаний, стоимость осталась на прежнем уровне. Однако «Аэрофлот» отличился высокими ценами, и нам пришлось отказаться от работы с ним. Другие перевозчики – British Airways, bmi – дали хорошие цены на сезон. Дополнительно мы взяли блоки на рейсах «Трансаэро».
Спрос подрос где-то на 20%. Заметно, что люди не готовы переплачивать на майские праздники, бронирования возрастают уже после 7 мая. Хорошо продаются наши автобусные туры в Великобританию, места на майские давно закрыты. Популярен недельный тур Лондон – Южная Англия. В Лондоне предпочитают средние отели, как правило, стандартные «трешки». Под групповые туры в столицу Британии мы можем сделать любой отель в сочетании с единой экскурсионной программой. Из новинок сезона – эконом-тур «Визит в Лондон» для тех, кто уже бывал в городе или хочет сам его посмотреть, включающий отель, обзорную экскурсию, трансфер и авиабилет. Предлагаем пакетные варианты экскурсий по 2, 4 или 6. Дополнительно по групповым тарифам можно выбирать экскурсии, не вошедшие в пакет, например, в Оксфорд или Стоунхендж.
По обучающим программам мы напрямую работаем с двумя школами в Лондоне и Брайтоне. Это языковые школы для взрослых от 16 лет. По ним очень хорошие отзывы, нареканий не бывает. Брайтон – это южное побережье Великобритании, здесь удобно совместить отдых и учебу. Мы часто рекомендуем этот курорт, тем более что от него всего 50 минут до Лондона на электричке.
Для детей от 13 до 17 лет предлагаем еще несколько вариантов летних школ с полноценным обучением. Зимой и осенью отправляем студентов и школьников старших классов в индивидуальном порядке. В течение всего года действуют взрослые курсы. Самый популярный срок поездки – две недели».
Инесса Хвостова, директор отдела образования за рубежом компании «ИТЭК»: «Образование в Великобритании – это высочайшее качество программ. Все более популярными становятся не только краткосрочные программы изучения английского для школьников и студентов, но и среднее и высшее образование. Особенно пользуется спросом обучение в магистратуре, а количество студентов, желающих получить диплом британского вуза, ежегодно растет в разы. В 2010 году наша компания отправила на учебу в Великобританию почти равное количество детей и взрослых.
Средняя продолжительность детской программы 4 недели, взрослой – 3. Большинство студентов отправляется на курсы продолжительностью 4-8 недель. Для деловых людей существуют специальные курсы полного погружения в течение одной-двух недель. Такие курсы стоят дороже, но их эффективность значительно выше.
Большинство клиентов предпочитают жить в резиденциях, апартаментах или отелях, предполагающих больше самостоятельности для взрослых и максимум общения со сверстниками для детей. Некоторые хотят получить опыт пребывания в настоящей английской семье. Иногда наши клиенты поддерживают отношения со своей принимающей семьей долгие годы».
Татьяна Хорешок, руководитель офиса VisitBritain в России: «По нашей статистике, за 9 месяцев 2010 года количество российских туристов, посетивших Великобританию, выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2009 и составило 133 тысячи человек. При этом отмечается высокий прирост бизнес-поездок: с деловыми целями в Британии побывала 41 тысяча россиян (+ 64%).
Среди ключевых факторов, которые повлияют в этом сезоне на развитие въездных турпотоков, мы видим следующие события: свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон, «Бриллиантовый» юбилей правления королевы Елизаветы II (60 лет), Олимпийские и Паралимпийские игры 2012 года. Конечно же, основной станет Олимпиада-2012. Здесь наша задача заключается в том, чтобы показать мировой аудитории все богатство и разнообразие турпродукта Британии.
Так, например, все четыре года до начала Игр-2012 в стране проходит Лондонская культурная олимпиада – самая масштабная культурная программа в истории современных Олимпиад. Она даст возможность каждому жителю Британии ощутить себя частью Игр и будет способствовать развитию творчества в различных сферах культуры, особенно среди молодежи.
В мае-июне 2011 года VisitBritain запускает глобальную маркетинговую кампанию «Britain.You’re invited», стоимостью 100 млн. Среди основных партнеров кампании – Вritish Airways, Radisson Edwardian, P&O, AHG, lastminute.com. Глобальным партнером по маркетинговым коммуникациям выступит компания M&C Saatchi.
Для профессионалов турбизнеса мы запустили BritAgent – образовательную онлайн программу по туристическим продуктам и услугам Британии и по повышению навыков продаж. Более того, планируем использовать BritAgent как программу сертификации рынка. С осени 2011 года эксклюзивное право участия в профессиональных мероприятиях VisitBritain будет предоставляться только агентствам, прошедшим обучение. Также в мае-июне планируем запуск русскоязычной версии нашего обновленного сайта для турагентств».
Наталья Панферова, специально для RATA-news