Въездной поток в Москву из Азии растет сейчас быстрее, чем из Европы
Число международных прибытий в российскую столицу в 2011 году выросло по сравнению с 2010 годом на 12% и составило 4,47 млн. человек. Такую статистику привел на днях Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, исходя из данных Пограничной службы ФСБ РФ.
Напомним, 2010 год также показал рост прибытий в Москву (+8%), однако, учитывая, что 2009 год закончился минусом почти в 10%, это было, скорее, возвращение на исходные позиции. Сейчас же действительно можно говорить о росте. Причем, по словам генерального директора компании «Райзебюро Вельт» Константина Радушкевича, оживление касается именно туристического, а не делового потока, с которым, собственно, проблем в Москве не было. Статистика также зафиксировала некоторые сдвиги в распределении въездного потока: доля иностранных граждан, указавших целью своей поездки туризм, составила 38,4%, на деловые поездки приходится 40%, на частные визиты – 14,6%. Для сравнения, в 2010 году на турпоездки приходилось 36,8%, то есть, на 1,6% меньше, на деловые – 41% и на частные – 15,1%.
Половину въездного потока, по данным комитета, составили жители стран дальнего зарубежья. Больше всего туристов приехало из Германии – 308,1 тыс. человек, а также из Китая – 182,1 тыс., из Франции – 135,6 тыс., из США – 134,5 тыс., из Италии – 121, 5 тыс. человек. В десятку лидеров по прибытиям в Москву также вошли Турция, Великобритания, Израиль, Испания и Нидерланды.
При этом, самый высокий прирост числа туристов в первой пятерке продемонстрировал Китай – 34,8%, за ним следуют Италия – 10,7%, Франция – 8,1%, США – 6,2% и Германия – 4,3%. Правда, если цифры по Китаю у туроператоров по въезду не вызывают сомнений, то рост европейских потоков многие из них подтвердить не готовы. «В нашей компании солидный поток из Европы, но о росте говорить не приходится. Этот рынок откровенно стагнирует, – заметил вице-президент компании «Интурист» Николай Какора. – В Европе кризис, людям не до путешествий в Россию, которые никогда не были дешевыми». С ним согласен генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исаакович: «Европейское направление пока довольно вялое. Если какой-то поток и растет из Европы, так это деловой туризм, так как в Москве заметно увеличилось число международных конференций, спортивных, гастрольных мероприятий», – пояснил он.
Константину Радушкевичу общий показатель роста въездного потока в 12% кажется соответствующим действительности: «Мы фиксируем такие же цифры в своей компании. Но, по нашим данным, это происходит за счет не Европы, а Китая, Японии или, например, Ирана, откуда к нам в последний год активно едут туристы, – пояснил эксперт. – Иран – очень перспективное въездное направление, особенно если учесть, что в этой стране проживает 100 млн. человек. Мы практически там не рекламируемся, но иранцы сами узнают о нас, интересуются культурой, историей, едут в экскурсионные туры».
По словам генерального директора компании «Турдепо» Алексея Жегалова, в 2011 году также заметно активизировался поток из Японии: «Японская экономика переживает кризис, растет инфляция, однако с ростом курса национальной валюты японцам все выгоднее ездить за рубеж. Так что, несмотря на катастрофу в начале 2011 года и серьезные экономические проблемы в Японии, мы отмечаем увеличение числа туристов из этой страны».
Однако самым впечатляющим для туроператоров стало оживление на китайском направлении. По словам Николая Какоры, этот рынок сейчас радует и количеством, и качеством. «Если раньше китайцам в Москве нужен был, в основном, Мавзолей, то сейчас к нам все чаще едут туристы с культурными запросами, им нужны содержательные экскурсионные туры, музеи. Помимо Петербурга и Москвы китайцы стали интересоваться Золотым кольцом, круизами по рекам», – рассказал г-н Какора.
Поток из Китая в Москву сейчас сопоставим или даже превышает въезд из отдельных европейских стран. Из других стран Юго-Восточной Азии едет пока немного туристов: из Японии – 47,2 тыс. человек, из Вьетнама – 46,3 тыс., из Южной Кореи – 37,1 тыс., из Индии – 35,3 тыс.
Если же говорить об общем объеме реализации платных туристских услуг населению в 2011 году, то он увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом и составил 20,6 млрд. руб.
Загрузка московских отелей категории 2-3*, по данным системы информационного обмена между гостиницами, в 2011 году выросла на 10% и составила 60%. Уровень загрузки отелей бизнес-класса вырос на 2,2% и составил 64,4%. По словам генерального директора ООО «Балчуг» Александра Бобылева, 2011 год – первый, когда в отелях высокого уровня почувствовали положительную динамику. «2008 год был лучшим за все последнее время. 2009 и 2010 оказались, по сути, кризисными, а в 2011 показатели стали улучшаться. Данные по нашему отелю вполне совпадают с официальной статистикой», – сказал г-н Бобылев.
Светлана Ставцева, RATA-news