Турцию по осени считают
Министр культуры и туризма Турции Эртугрул Гюнай заявил недавно, что стране, возможно, не удастся в 2012 году выполнить план по объему въездного туризма. По его словам, число туристов по итогам года превысит показатель 2010-го, но будет меньше, чем в прошлом году. Среди причин – продолжающиеся политические беспорядки в соседних странах, экономический кризис в Европе и осложнения отношений с Израилем и Ираном, которые, между прочим, вместе с Сирией входили в число основных въездных рынков Турции. Общий турпоток из-за рубежа в Турцию за январь-июль 2012 года снизился почти на 2% и составил 17,3 млн. человек.
Уменьшение въезда уже почувствовала на себе гостиничная индустрия страны. К концу сезона-2012 более 1,5 тыс. турецких отелей были выставлены на продажу. Причем, как сообщает SV Development, некоторые из владельцев гостиниц даже решили выйти из отельного бизнеса, не оправдавшего надежд на быстрый рост.
Турецкая статистика зафиксировала снижение активности и российского рынка. С января по апрель 2012 года оно составило почти 10%, за первое полугодие – 4%, а за период январь-июль, благодаря популярности летнего сезона, этот показатель снижения «улучшился» до 1,6%. Вряд ли это помешает Турции и в будущем лидировать на российском рынке, а России – занимать вторую после Германии позицию на турецком. И все-таки – симптомы стагнации, очевидны, особенно на фоне привычных для этого направления геометрических темпов роста.
Турецкая пресса со ссылкой на местных экспертов пишет, что российский поток претерпел серьезные изменения. В таких регионах, как Сиде, Белек, Алания наблюдается заметное падение объемов, в Кемере удержать поток удалось благодаря едва ли не 50-процентным скидкам. Владельцы отелей сетуют, что русский турист «изменился навсегда», и опасаются, что и будущий сезон может оказаться неудачным. Турецкие эксперты считают, что россиян отпугивают обострение политической ситуации в соседних странах, а также рост мусульманского потока на турецких курортах, что якобы не нравится многим нашим туристам.
Российский турбизнес также отмечает падение спроса на поездки в Турцию, правда, причины чаще указывает сугубо прозаические – цены. По словам заместителя директора московского филиала компании «Нева» Светланы Дроздовой, российские операторы еще весной предупреждали турок, что резкий рост цен на отели до добра не доведет: «Турция уже заметно подросла в цене за последние два года, очередное увеличение добило рынок. Массовый турист привык к тому, что эта страна предлагает доступный отдых, а он таковым быть перестал. Турки потом одумались, снизили цены, но было уже поздно». Генеральный директор сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов также уверен, что россиян этим летом отпугнули от Турции высокие цены на отели и авиабилеты. Как заметили в одном из агентств, цены на перелет в Турцию вышли на трансатлантический уровень.
Тем не менее, было бы наивно объяснять падение спроса лишь ценовым фактором. «Только цены не могут подорвать интерес к такому популярному направлению, как Турция. Высокий сезон в хорошем отеле здесь традиционно обходится в приличную сумму, и люди готовы ее платить. Падение спроса в этом году я бы связал со снижением общей покупательной способности россиян. Турция как самое массовое направление отдыха отреагировала на это острее других», – заметил Сергей Агафонов. «Да, экономический кризис никто не отменял, денег стало меньше, – соглашается Светлана Дроздова. – В довершение к этому упало и качество сервиса во многих турецких отелях, и те деньги, которые туристы платили раньше и, возможно, заплатили бы и сейчас, нынешнему уровню обслуживания уже не соответствуют». Кроме того, как полагает собеседница, на ситуацию повлиял целый комплекс «микропричин», например, то, что определенный процент россиян за последние годы приобрел в Турции недвижимость и перестал ездить туда в качестве туристов. Одновременно операторы «потеряли» молодых туристов, которые ушли на порталы самостоятельного бронирования. Наконец, Турция стала «жертвой» конкурентных войн российских туроператоров за Испанию и Грецию, которые, в итоге, оттянули на себя часть турецкого потока.
Всем также очевидно, что против Турции сработал фактор времени. Россияне устали от этой страны, больших отелей с закрытой территорией и даже от столь любимого когда-то all inclusive. «Многие самые преданные любители Турции, у которых за плечами по десять лет отдыха в ее отелях и которые ездили сюда, как в пионерлагерь, готовы сейчас заглянуть «за забор», решиться на поездку в Европу. И если пять лет назад мы говорили своим клиентам, что альтернативы Турции как направлению семейного и детского отдыха нет, то сейчас «подоспела» Греция, где отличное море, качественная еда, с которой никакой all inclusive не сравнится. Не отстают Испания и даже Италия», – рассказала RATA-news директор туристического департамента компании «Альянс» Татьяна Санчугова. По словам директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Татьяны Гавриловой, снижение популярности Турции может объясняться тем, что ее курорты и отели предлагают стандартный, типовой продукт, а жители, например, Петербурга стали, наоборот, проявлять больше интереса к оригинальным турам. В итоге, как показывает статистика, Турция по популярности в северо-западной части России сместилась со второй позиции на третью, уступив место… соседней Эстонии.
С другой стороны, пока нет оснований полагать, что какая-то страна сможет в ближайшее время вырвать у Турции пальму первенства, потому что плюсы этого направления многократно перекрывают его же минусы. Во-первых, ближе Турции у нас никого нет, поэтому лет 50 популярности ей гарантированы. Примеры есть – Испания остается самым массовым местом отдыха британцев с 60-х годов прошлого века. Во-вторых, безвизовый режим: если раньше Турция стремилась в Евросоюз, то сейчас, похоже, нашла собственное решение экономических проблем и уже туда не рвется, так что россияне и впредь смогут отправляться на отдых в эту страну, как к себе домой.
Вопрос только, за какие деньги. По итогам января-июля у туроператоров есть основания рассчитывать на снижение цен будущим летом. Однако, как заметила Светлана Дроздова, сезон еще далеко не закончился: «Август-октябрь могут выровнять показатели не слишком удачного лета. С октября начнутся поездки к турецким партнерам, станет понятен и масштаб возможных уступок. Но в целом я считаю руководителей турецких отелей гибкими, умными бизнесменами. С ними договариваться легче, чем с представителями многих других стран».
Светлана Ставцева, RATA-news