Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Аэрофлот» и «Трансаэро» воюют за итальянское небо

09:18, 30 ноября 2011

Вчера стал достоянием гласности очередной конфликт двух крупнейших российских авиакомпаний. На этот раз перевозчики не поделили чартерные рейсы в Рим, Милан и Венецию. Как сообщила «Трансаэро», 28 октября 2011 года на комиссии Росавиации авиакомпании было объявлено о положительном результате рассмотрения заявки на выполнение чартерных полетов по маршрутам Москва – Рим, Москва – Милан и Москва – Венеция. 2 ноября глава Росавиации подписал приказ о предоставлении «Трансаэро» допусков к выполнению нерегулярных (чартерных) перевозок на этих направлениях в зимний период 2011-2012. Тогда же была начата продажа билетов на рейсы.

Однако 11 ноября 2011 Росавиация неожиданно исключила из протокола указанные допуски. «Трансаэро» вынуждена была обратиться в Министерство транспорта России с просьбой о пресечении этих незаконных действий ведомства.

В ответ на сообщение «Трансаэро» «Аэрофлот» заявил, что, согласно существующему межправительственному соглашению о воздушном сообщении, право на осуществление авиаперевозок на названных линиях закреплено за назначенными перевозчиками, то есть «Аэрофлотом» с российской стороны и компанией Alitalia – с итальянской. А «Трансаэро», не являясь назначенным перевозчиком и не получив соответствующий допуск в установленном законом порядке, не вправе осуществлять продажу чартерных перевозок.

Вчера же «Трансаэро» публично напомнила своему забывчивому оппоненту, что назначение перевозчиков на выполнение чартерных рейсов вообще не производится. Кроме того, согласно условиям действующего межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и Италией, в согласовании чартерных рейсов с назначенным перевозчиком также нет необходимости. Решение о допуске российских перевозчиков на направлениях между пунктами полетов в России и Италии принимается исключительно авиационными властями России в лице Росавиации. Причем, в случае принятии положительного решения, выданные допуски не могут быть отозваны на основании несогласия назначенного перевозчика. Таким образом, законность принятия положительного решения Росавиации о предоставлении допусков авиакомпании «Трансаэро» к выполнению нерегулярных перевозок на указанных маршрутах не вызывает сомнений.

«Аэрофлот» назвал ситуацию ярким примером давления на Росавиацию со стороны «Трансаэро». «Трансаэро», в свою очередь, считает, что на руководство Росавиации давит «Аэрофлот», чтобы сохранить свою монополию на втором по количеству перевезенных пассажиров рынке в Европе. В итоге, обе авиакомпании обратились в правительство России с просьбой создать для разрешения спора межведомственную комиссию.

«Трансаэро» также обратилось в правительство с предложением модернизировать подход к определению количества назначенных перевозчиков путем использования объективных характеристик соответствующих рынков, включая фактическое число перевозимых на них пассажиров. В авиакомпании уверены, что это позволит исключить случаи избирательных решений по либерализации отдельных, небольших по своим объемам, рынков, как это произошло в случае с Мексикой, Доминиканой, Индией, Израилем и рядом других развивающихся направлений – в пользу «Аэрофлота». При этом предложения европейских государств по открытию основных по своему значению рынков (Италия, Франция, Чехия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Болгария и т.п.) игнорируются.

Напомним, это уже не первый конфликт ведущих перевозчиков страны. Похожий прецедент случился в 2009 году, когда сначала авиационные власти России допустили «Трансаэро» к выполнению рейсов Москва – Ларнака, а позже, под давлением «Аэрофлота», попытались аннулировать допуск. Свое законное право «Трансаэро» отстояла уже в суде.

Как будут развиваться события в случае с Италией, сказать трудно. Пока все участники конфликта воздерживаются от комментариев, предпочитая сухие официальные документы. Однако, как удалось выяснить RATA-news в компании «Трансаэро турс центр», туроператор приостановил продажу билетов на спорные рейсы «до дальнейших распоряжений».

При таком обострении конкурентной борьбы между двумя авиакомпаниями и с учетом явно новой стратегии развития пассажирской авиации, дело вполне может дойти до коллапса. Усиление контроля со стороны государства, ужесточение законодательных рамок, настоящее наступление на мелкие авиакомпании – все это ведет к резкому сокращению игроков на рынке пассажирских авиаперевозок и, как следствие, росту напряженности между ними в борьбе за рынки и направления.

О том, что война в полном разгаре, показывает статистика за первые пять месяцев 2011 года. Назначенные регулярные перевозчики активно выталкивали со «своих» направлений непрошеных конкурентов. В итоге произошло ощутимое перераспределение пассажиропотоков. Объем перевозки «Аэрофлота» вырос за январь-май 2011 года на 22,3%, «Трансаэро» – на 21,2%. Затем с большим отрывом идут «ЮТэйр» (+7,5%), «Россия» (+7%), S7 Airlines (+4%). Все остальные 35 авиакомпаний снизили свои показатели. Причем, многие из них, в частности, «Оренбургские авиалинии», «Владивосток Авиа», «Донавиа», «Ямал», «Татарстан» известны именно как чартерные туристические перевозчики.

«Аэрофлот» ревностно охраняет свои монопольные направления, например, Францию. Сколько раз пытались российские туроператоры поднять собственные чартеры в Ниццу, Париж, другие города – и каждый раз натыкались на яростное сопротивление. По словам генерального директора офиса по туризму и конгрессам Парижа Поля Роля, все последние годы поток из России во Францию во многом сдерживался именно из-за монополии основных регулярных перевозчиков, Air France и «Аэрофлота», которые установили слишком высокие тарифы.

Чартерные рейсы в Рим, Милан и Венецию, которые стали яблоком раздора между «Аэрофлотом» и «Трансаэро», – тоже из наиболее востребованных, а на новогодние каникулы – особенно. На конец декабря приходится пик спроса на авиабилеты – по данным поисковика momondo.ru, в это время он вдвое выше, чем в январе. На это же период приходится пик стоимости авиабилетов: перелет в конце декабря с возвратом в начале января обойдется путешественнику на 50-150% дороже, чем во второй половине января или феврале. Аэрофлотовские билеты в новогоднюю Европу по мало-мальски разумным ценам в это время купить уже невозможно. Так что появление на итальянских маршрутах рейсов «Трансаэро» – совсем не рождественская сказка для национального перевозчика.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно