Чартерный скандал: Израиль рубит сук, на котором сидит
Странный демарш предприняли вчера авиационные власти Израиля, фактически перечеркнув все усилия страны по увеличению турпотока из России, включая введение безвизового режима. Чартерный рейс авиакомпании S7 в Эйлат был задержан в аэропорту «Домодедово» более чем на 8 часов. За 30 минут до посадки пассажиров в самолет Управление гражданской авиации Израиля отозвало выданное ранее разрешение на полет у авиакомпании «Глобус» (дочка S7). По сути это был своеобразный шантаж российских авиационных властей, которые не дали разрешение на выполнение чартерных рейсов в Россию израильской авиакомпании Israir Airlines.
Боинг 737 должен был вылететь в Овду вчера в 11.35. Но за 30 минут до посадки авиакомпания получила письмо от директора чартерных перевозок международного транспортного департамента Израиля, в котором говорилось: «В связи с тем, что израильские чартерные перевозчики до сих пор не получили разрешение от российских авиационных властей на выполнение рейсов, информируем вас о том, что мы аннулируем ранее выданное разрешение вашей авиакомпании на полеты в Израиль». Заметим, что отозванное разрешение имеет срок действия до 26 марта 2009 года. 167 пассажиров, в том числе несколько десятков детей, на восемь часов застряли в зале ожидания. В Эйлате этот рейс ждали 120 россиян, которые на нем должны были вернуться в Россию.
В пресс-службу Российского союза туриндустрии обратился консолидатор рейса – генеральный директор компании «Бейс тревел» Андрей Соколов. Скандальная новость была мгновенно подхвачена средствами массовой информации и дала довольно быстрый результат. После вмешательства Минтранса разрешение на выполнение рейса было получено. Но – разовое. В 19.55 самолет вылетел в Эйлат.
Зимняя программа «Бейс тревел» на Израиль предполагает два воскресных рейса на Овду авиакомпаний S7 и «ВИМ-авиа», а со вчерашнего дня - еще один вылет S7 по четвергам. Помимо «Бейс» этот рейс грузят «Солвекс», «Турбазар», «Мегаполюс турс» и «ЦМК-тур». По слова Андрея Соколова, оба рейса на 2 ноября проданы полностью: в Израиль должны вылететь 380 человек, а в обратном направлении – 350. Между тем, судьба планируемых вылетов остается неопределенной.
Как и многих других. Например, турпакеты в Израиль с перелетом на Israir продает компания GTI. Ее чартерная программа должна начаться в субботу 8 ноября. Кроме того, программу на рейсах этого же перевозчика консолидирует израильская компания Flying Carpet, полеты должны начаться сегодня, 31 октября. Ко всему этому вчера информацию о подписании соглашения с израильским перевозчиком Arkia распространил «Русский экспресс». Туроператор становится генеральным агентом авиакомпании в России.
Как пояснил RATA-news генеральный директор «Русского экспресса» Тарас Кобищанов, компания подписала соглашение именно с израильским перевозчиком, потому что он предложил хорошие тарифы (перелет будет предлагаться по цене от $390, включая таксы и сборы), удобные слоты и оптимальную программу полетов с возможностью комбинирования Тель-Авива с Эйлатом. Отвечая на вопрос корреспондента о том, каким образом компания предполагает продавать турпакеты с учетом возникшей проблемы, г-н Кобищанов сказал: «Наш первый вылет намечен на 27 декабря, продажи мы планируем начать после ноябрьских каникул, и я надеюсь, что к этому времени вопрос так или иначе будет решен». «Русский экспресс» консолидирует три цепочка на Израиль: две на Тель-Авив и одну на Эйлат. В том случае, если израильским перевозчикам чартерные полеты с российскими туристами в Эйлат не разрешат, туроператор будет отправлять своих клиентов через Тель-Авив. На этом направлении ограничение по перевозке российских пассажиров израильскими авиакомпаниями не действует. «А на внутренних рейсах Тель-Авив – Эйлат Arkia предоставила нам специальные тарифы», - сказал Тарас Кобищанов.
Компания «Бейс» на случай невылета вчерашнего рейса в Эйлат рассматривала возможность отправки туристов в столицу Иордании Аман и организации оттуда трансфера на израильский курорт. Этим же маршрутом в обратном направлении предполагалось вывезти россиян, ожидавших вылета в Москву.
Источник в Росаэронавигации сообщил RATA-news, что авиационные власти России, не давая разрешения на чартеры израильским перевозчикам, действуют строго в рамках соглашения о воздушных перевозках между двумя странами. Поэтому вероятность того, что Israir и Arkia получат разрешение на выполнение полетов, равна нулю. Между тем, на израильских ресурсах вчера появилось заявление представителя Министерства транспорта Израиля Авнера Овадья, который утверждал, что соглашение нарушает именно российская сторона. «Вылет рейса GH 9155 разрешен в одноразовом порядке, поскольку россияне препятствуют авиасообщению с Израилем, - сказал он сотруднику редакции NEWSru.co.il. - В настоящее время российская сторона не дает двум израильским компаниям разрешения на полеты из Эйлата в Москву, что идет вразрез с заключенными соглашениями, согласно которым израильские чартеры летают в Москву».
Источник RATA-news в Росаэронавигации парирует это утверждение: «Действительно, по межправительственному соглашению израильские чартеры могут летать в Москву. Но не из Эйлата, а из Тель-Авива». Источник подчеркнул, что в столь тяжелой ситуации на российском авиационном рынке, власти страны должны поддерживать именно отечественных перевозчиков, а отнюдь не иностранных.
Израиль, судя по всему, отступать не намерен. По информации из неофициальных источников, авиационные власти этой страны направили в Росавиацию письмо, в котором предупредили, что если израильским чартерам не дадут перевозить российских туристов в Эйлат, то у российских перевозчиков будут отозваны разрешения на выполнение чартерных рейсов на этом направлении.
RATA-news будет следить за развитием событий. (Ирина Тюрина, RATA-news)