Бизнес-сказки в исполнении главы «Натали Турс» Владимира Воробьева
Вчера компания «Натали Турс» распространила важную информацию. Но не об остановке деятельности, чтобы, наконец, у туристов и турагентов появилась какая-то ясность и включился механизм компенсации по проданным турам. Владимир Воробьев объявил, что «в связи с неблагоприятным развитием ситуации» туроператор вынужден аннулировать «все заказы/услуги на период с 4 июля 2018 до 30 сентября 2018».
Вчера же г-н Воробьев собрал в офисе компании журналистов и рассказал, что предложит агентствам и туристам несколько механизмов компенсаций, основной из которых – перенос несостоявшихся туров на следующее лето. А также сообщил, что не готов останавливать деятельность компании, так как она «востребована рынком, и нужно сохранить коллектив и технологии».
Глава «Натали Турс» фактически подтвердил циркулирующие по рынку слухи о долгах принимающим компаниям за рубежом. «Несколько недель назад мы начали сталкиваться с кризисом ликвидности. Компании стало не хватать финансов, чтобы оплачивать услуги поставщиков услуг. К сожалению, это привело к тому, что в прошлую пятницу один из ключевых партнеров в Испании отказался с нами сотрудничать и аннулировал брони. Информация пришла накануне вылета чартеров, за несколько часов. Поэтому нам ничего не оставалось, как оперативно снимать программы, иначе до 1000 российских туристов могли оказаться в аэропортах Испании без трансферов и отелей», – рассказал он.
По словам г-на Воробьева, «эта информация стала катализатором для возникновения слухов и домыслов», в результате с понедельника полностью прекратились финансовые поступления: «Если бы в понедельник мы располагали свободными средствами, чтобы загасить негатив, все бы пошло по-другому. Но у нас были серьезные обязательства по оплате авиаперевозки на миллион долларов, которые мы и выполнили – в первую очередь, чтобы вывезти туристов с курортов. А платить поставщикам за отели стало нечем».
Со второй половины вторника начались «веерные отключения» со стороны партнеров в разных странах. «В среду утром обнаружилось, что более половины партнеров, испугавшись, видимо, сложившейся ситуации, прислали аннуляции. Нам ничего не оставалось, как проинформировать своих партнеров, что «Натали Турс» вынуждена отказаться от выполнения взятых на себя обязательств по отправке туристов в летнем сезоне», – добавил он.
По словам главы «Натали», на четверг назначено заседание наблюдательного совета «Турпомощи», которому будет предоставлена вся информация о количестве туристов за рубежом и тех, кто купил туры вперед. Пока Владимир Воробьев сообщил, что в июле не смогут улететь 1,5 тыс. туристов плюс еще несколько тысяч в следующие месяцы. По информации туроператора, за рубежом сейчас находятся 3,5 тыс. клиентов «Натали». Г-н Воробьев рассказал, что половина из тех, кто был завезен чартерами, уже вернулись в Россию. В субботу и воскресенье будут вывезены оставшиеся 300-400 человек.
Вчера г-н Воробьев встретился с руководством 10 турагентских сетей, чтобы «доложить, что произошло, и выработать приемлемые инструменты по компенсации туристам». У большинства туристов есть билеты и визы, и вместе с агентствами надо будет пытаться выработать механизм, который позволил бы воспользоваться этими услугами.
«Выплаты компенсаций будут зависеть от того, какой вариант выберут туристы. Самый быстрый – если они забрали выписанные билеты, это примерно треть стоимости турпакета. А дальше с помощью агентства будет решаться вопрос, как оплатить проживание. Мы по договоренности с ведущими сетевиками будем давать обязательства предоставить возможность воспользоваться нереализованными услугами летом 2019 года. Думаю, до 50% туристов воспользуются этой возможностью», – сказал он.
Г-н Воробьев пожаловался на плохое поведение принимающих компаний, особенно в Турции. «Нормальная практика работы туроператоров с принимающими компаниями – в том, что у нас есть кредитные линии. Продажи идут до последнего, и они обеспечивают заезд тех, кто прилетает в последний момент. Узнав что у «Натали Турс» проблемы с испанской стороной, турецкий партнер закрыл кредитную линию и потребовал оплату. Мы не могли сделать это оперативно, он начал вымогать деньги у тех туристов, которые уже жили в отелях 5-10 дней. О подобных ситуациях на других массовых направлениях мне неизвестно», – сказал он.
По словам г-на Воробьева, кредитные линии туроператора у принимающих партнеров достигают нескольких миллионов долларов. При этом он затруднился оценить общий объем задолженности компании. «Даже наш главбух не в состоянии сообщить цифру, так как у нас около 150 партнеров. Где-то депозиты, где-то предоплаты, где-то кредитные линии. Где-то работаем напрямую с отелями, где-то через онлайн-системы. Как трактовать задолженности – это вопрос. Если мы работаем в рамках согласованной кредитной линии, то не считаем это задолженностью, а если линия прерывается – то считаем», – подчеркнул он.
Владимир Воробьев также сообщил, что доля компания на рынке сейчас очень низкая. Число проданных турпакетов в 2017 году не превысило 22 тысяч. Он напомнил, что проблемы начались из-за конфликта с «Трансаэро», после краха которой «Натали Турс» решила уйти с чартерного рынка и больше продавать отдельных услуг в онлайне с более высокой рентабельностью.
В течение последних пяти лет компания пыталась вести переговоры о привлечении инвесторов, но заинтересовать их не удалось. «Натали Турс» – один из самых известных брендов на рынке. Возможно, он требует серьезной работы по восстановлению имиджа, которым мы перестали заниматься. Но я считаю, что, если наладить качество, перестать гнаться за дешевыми пакетными турами на базе чартеров и концентрироваться полностью на регулярных рейсах, можно ситуацию восстановить», – сказал г-н Воробьев.
У Владимира Воробьева «несколько надежд». Это восстановление не только продаж, но и нормальных отношений с ключевыми партнерами за рубежом, которых знают и которым доверяют все агентства. Он заметил, что услуги компании в последние месяца покупали 4,5 тыс. агентств, и среди них есть «Натали-ориентированные» компании.
«При каких обстоятельствах мы остановим деятельность? Если поймем, что совсем не востребованы на рынке. Профессионалы считают, что наша компания и те технологии, которыми мы обладаем, являются передовыми с точки зрения динамического пакетирования. Восстановление отношений с поставщиками плюс технологии позволяют мне надеяться, что мы вернемся на рынок. Если не справимся, соберу вас через два месяца и скажу, что не справились», – сказал он.
Тем временем вчера стало известно, что, помимо ранее упоминавшихся, о прекращении сотрудничества с «Натали» сообщил мальдивский партнер компании – Voyage Maldives.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news