РАТА-новости
Анекс
 
Греция 1 апреля
 
МП 21.06
 
 
Все Ольги турбизнеса – на именины во Псков!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Курс на острова 14.07
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель LUX
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№2511Визовый кодекс ЕС: правда и комментарии

Визовый кодекс ЕС: правда и комментарии


Визовый кодекс Евросоюза, вступивший в силу 5 апреля 2010 г., при всей своей безобидности наделал много шума. В основном – из-за отсутствия информации. Журналисты черпали сведения о нововведениях друг у друга, расписывая невероятный объем новой анкеты, рассказывая, что виза подорожала почти в два раза, а все заявители (в кодексе применяется термин «ходатайствующие лица») для подачи документов («ходатайства») должны теперь лично являться в посольства, где, конечно, выстроятся огромные очереди и т.д.

 

А надо было всего лишь прочитать Визовый кодекс. Сведущему человеку сразу стало бы понятно: за редким исключением, все нововведения этого документа – лишь законодательное закрепление того, что и прежде применялось на практике многими консульствами. Вместе с тем, полезной для турбизнеса информации в кодексе много. И есть статьи, заслуживающие отдельных комментариев с точки зрения их исполнения в России. RATA-news предлагает читателям вместе пройтись по наиболее важным для турбизнеса моментам Визового кодекса.

 

Анкета. Действительно увеличилась в объеме, но за счет поясняющего текста. Вопросов стало на 10 меньше.

 

Визовый сбор. Для граждан России визовый сбор остался прежним – 35 евро. В документе особо оговаривается, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз, подписанного 25 мая 2006 г. и вступившего в силу 1 июня 2007 г.

 

А вот пункт 7 статьи 16 Визового кодекса дает повод для размышлений: «Визовый сбор взимается в евро, в валюте третьей страны либо в валюте, обычно используемой в третьей стране, где подается ходатайство… Когда визовый сбор взимается в валюте, отличной от евро, его размер, взимаемый в этой валюте, определяется и регулярно адаптируется согласно ориентировочным обменным курсам евро, устанавливаемым Европейским центральным банком. Взимаемая сумма может округляться, а консульства в рамках Шенгенского сотрудничества на местах обеспечивают, чтобы взимаемые ими суммы были одинаковыми».

 

Стоимость визы по текущему курсу евро консульства, в большинстве своем, пересчитывают. А вот существует ли между ними «Шенгенское сотрудничество» на предмет согласования взимаемых сумм – большой вопрос. Визовые сборы у всех разные – видимо, каждый считает по какому-то своему курсу. И нередко стоимость визы так или иначе превышает обозначенную в Визовом кодексе цену 35 евро – даже без учета услуг визового центра.

 

Сбор за оказание услуг. Дальше идет статья 17, в которой, в частности, говорится, что сбор за оказание услуг не должен превышать половины размера визового сбора, установленного в параграфе 1 статьи 16, независимо от возможных сокращений или освобождений от уплаты визового сбора…». В параграфе 1 статьи 16 обозначен визовый сбор 60 евро, то есть услуги визовых центров не должны стоить дороже 30 евро. И большинство эту норму соблюдают. Но есть исключения. Например, визовый центр Голландии и Бельгии берет с каждого заявителя 1500 руб. – 40 евро.

 

Многократная виза. Приятная новость – пункт (8) преамбулы: «При выполнении определенных условий следует выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки. Ходатайствующие лица, известные консульству своей честностью и надежностью, насколько возможно, должны пользоваться упрощенной процедурой». Впрочем, мы хорошо знаем, что эта норма и прежде применялась многими консульствами по решению МИД соответствующих стран – Испании, Франции, Эстонии, недавно аналогичное решение приняла Греция.

 

Еще одна приятная новость на ту же тему. В статье 9 кодекса говорится: «Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев». Прежде все было сложнее. Если, например, срок действия многократной визы заканчивался за несколько дней до следующей запланированной поездки, заявитель должен был явиться в консульство, чтобы аннулировать эту визу, и только потом мог подавать документы на новую.

 

Личная явка в консульство. В пункте (9) преамбулы, в статьях 10 и 13 основного документа действительно говорится, что в консульство «ходатайствующее лицо обязано являться лично». Но речь идет о сдаче биометрических данных – отпечатков десяти пальцев. Во-первых, для России это пока не актуально. Биометрические данные наши граждане начнут сдавать, когда будут введены в эксплуатацию визовые информационные системы (ВИС) всех членов Евросоюза. ВИС планируется внедрять по последовательно регионам. Пока достоверно известно, что первыми тремя регионами, где будут внедряться системы, станут Северная Африка, Ближний Восток и район Персидского залива. Консульства в Москве предполагают начать прием биометрических данных не ранее 2013 года.

 

Но и после этого являться в консульство надо будет только при первом ходатайстве. Внесенные в ВИС биометрические данные будут храниться не менее пятидесяти девяти месяцев (около 5 лет) и копироваться при подаче последующих ходатайств.

 

Неисчерпывающий перечень документов. О наборе документов, необходимых для оформления визы, говорится в статье 14 и в приложении II Визового кодекса. В списке чего только нет. В частности, для туристов – и приглашение принимающей стороны, и документ на размещение, и подтверждение маршрута поездки, и бронь билетов, и доказательство финансовой состоятельности, включая выписки из банковских счетов, и документ о наличии недвижимости. И называется все это - «Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов». То есть, если консульство сочтет необходимым, может придумать еще что-нибудь. Это к вопросу об «упрощении обращения за визой», которое декларируется Визовым кодексом.

 

Решение по ходатайству. Иными словами – срок рассмотрения заявления на визу. Согласно статье 23 Визового кодекса, решение по ходатайству принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена, этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.

 

Однако напомним, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом действующего соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз. А в этом соглашении срок рассмотрения заявлений на визу определен в 10 календарных дней с момента приема документов. Этот период времени может быть продлен до 30 дней, если необходимо подробное изучение документов.

 

Визы для детей, вписанных в паспорт. Статья 29 Визового кодекса сообщает, что «индивидуальные визы, которые выдаются лицам, вписанным в документ на поездку ходатайствующего лица, проставляются в этот документ». То есть, если раньше ребенка можно было вписать в визу родителя, то теперь для него оформляется отдельная виза, которая вклеивается в паспорт матери или отца. Значит, в паспорте для этого должно быть достаточно чистых страниц. Менеджерам турфирм необходимо обращать на это внимание при приеме документов от туристов.

 

Впрочем, это новшество тоже относительное. Консульство Италии в Москве всегда оформляло отдельные визы на каждого ребенка, вписанного в паспорт, мотивируя это предупреждением нелегального вывоза детей.

 

Обоснование отказа в визе. Статья 32 Визового кодекса обязала консульства объяснять причину отказа в визе. Пункт очень важный, поскольку большинство консульств вообще не считают нужным общаться с заявителем по этому поводу, хотя отказы нередко ставят по недоразумению или недопониманию. Примеров можно привести множество.

 

После долгих мытарств заявитель добивается объяснения причины отказа. Как выяснилось, по телефону, указанному в справке с места работы, сотруднику консульства сообщили, что человека в офисе нет, поскольку он в отпуске. Визовый офицер решил, что справка поддельная: как человек может быть в отпуске, если он только подал заявление на визу?

 

Вот еще вариант. Девушка собирается за границу учить язык. В анкете пишет сумму, которую намерена взять с собой. Ей отказывают в визе, заподозрив в недостоверности представленной информации: зарплата, указанная в справке с места работы, меньше, чем девушка планирует потратить на поездку.

 

Теперь ходатайствующие лица смогут обжаловать решение консульства. Жалоба должна подаваться в соответствии с национальным законодательством страны, отказавшей в визе, информацию о порядке обжалования заявителю должны предоставить в консульстве.

 

Однако, согласно статье 58 Визового кодекса, эта норма вступит в силу только через год - с 5 апреля 2011 г. Очевидно, странам необходимостью внести поправки в соответствующие законы.

 

Визовые центры. В Визовом кодексе эти организации называются «внешними поставщиками услуг». В статье 43 говорится, что государства «прилагают усилия по установлению… сотрудничества с внешним поставщиком услуг, без ущерба правилам, подлежащим применению к публичным сделкам, и правилам конкуренции».

 

О правилах конкуренции в нашем случае говорить смешно. Мало того, что практически все визовые центры в России открывает одна компания – индийская Visa Facilitation Services. Да еще и партнеров она выбирают без какого-либо, даже формального тендера.

 

Между прочим, пункт (15) преамбулы Визового кодекса особо подчеркивает, что, в случае принятия государством решения о сотрудничестве с внешним поставщиком услуг, «оно должно сохранять возможность для всех ходатайствующих лиц подавать ходатайство непосредственно в свои дипломатические или консульские представительства». Формально к консульствам в этом смысле не придерешься: по телефону можно записаться на определенный день и сдать документы напрямую. Однако день этот наступит, в лучшем случае, через три недели, а вероятнее всего – через два-три месяца. В посольстве Дании, например, сейчас идет запись на июль. А на сайте посольства Голландии при клике на раздел «Назначение встречи в посольстве в Москве» вообще открывается страница… на голландском языке. То есть заявителей всеми правдами и неправдами заталкивают в визовые центры, не давая выбора и заставляя платить дополнительные деньги.

 

Сотрудничество с коммерческими посредниками. Вот таким несколько обидным определением в кодексе обозначены, в частности, туристические компании, с которыми на условиях аккредитации могут сотрудничать консульства. Интересная деталь: в статье 45 говорится, что «каждое консульство обеспечивает информирование общественности о перечне аккредитованных коммерческих посредников, с которыми он осуществляет сотрудничество». Это хорошо. А то очень не любят консульства не то что списки аккредитованных компаний раскрывать – даже количество их называть.

 

Мы прилагаем к этой публикации выборочные места из Визового кодекса ЕС и настоятельно рекомендуем менеджерам турфирм и сотрудникам визовых отделов с ними ознакомиться. Чтобы знать, на какие страны не распространяется Визовый кодекс; каков унифицированный порядок и общие правила подачи ходатайства; сколько чистых страниц минимум должно быть в паспорте; чтобы получить «неисчерпывающий» перечень документов для туристических, деловых и образовательных поездок; чтобы понимать, как консульства должны контролировать работу аккредитованных туроператоров и т.д. (Ирина Тюрина, RATA-news)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 4 Анапа 27.04
Хорватия по 20.07
Visit Japan - окинава
 
 
Говорят профессионалы
 
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
Мне сказали, что очень важно работа менеджером по регистрации в бесплатном доступе. . Формула успеха. На рынке форекс качественное брокерское обслуживание. .
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100