Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Что мешает развитию яхтенного туризма в России
Главные новости

Что мешает развитию яхтенного туризма в России

09:56, 19 декабря 2025

В нашей стране около 7 млн человек пользуются водными турпродуктами для прогулок, путешествий на разного рода судах, речных экскурсий. Такую цифру на расширенном заседании по этой теме привела руководитель комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) по яхтенному туризму, директор территориальных проектов компании «Сила ветра» Анна Носова.

По ее словам, становление этого сегмента в нашей стране успело пройти несколько стадий от нишевой экзотики до этапа расширения запросов. Спрос начал расти примерно с 2023 года – появились конкретные причалы и маршруты, а марины перестали быть лишь абстрактными идеями. В 2024-2025 года воду стали воспринимать как полноценную отрасль, туристическую и экономическую структуру. Наиболее резкий рост показали Мурманская область, Татарстан и Приморье. Неплохо развиваются с этой точки зрения Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и область, Архангельский регион и Карелия.

Среди существующих проблем эксперт отметила нехватку в регионах стоянок и причалов для маломерных судов, отсутствие линейных маршрутов с возможностью ночевки, разрозненность сервисов, не объединенных единой логикой.

По словам Носовой, 2025 год оказался переломным в части законодательства. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ актуализировал понятия «маломерное судно», «прогулочное судно», «плавучий объект». Принят федеральный закон об установлении и изменении границ речных портов. С 1 сентября начал действовать закон о безопасности людей на водных объектах, который ужесточил требования к владельцам маломерных судов, ведущих коммерческую деятельность. Минстрой готовится принять свод правил по проектированию и строительству морских и речных портов (марин).

Анна Носова рассказала также о направлениях развития водного туризма в нашей стране. Среди них – маломерный флот и стоянки. К 2030 году число водных туристов вырастет до 9-12 млн. В перспективе 30-60 маринных узлов приведут к появлению 1,5-3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – операторы стоянок, сервис, снабжение, береговые услуги. Активная аудитория водного туризма и проката – это 2-3 млн человек в год.

Россия активно вписывается в глобальный тренд, когда вода неразрывно связывается с городской инфраструктурой. Наши прибрежные города, как это происходит и во всем мире, активно интегрируют воду в транспорт и городскую жизнь. У нас появляются «умные» марины, сервисы для судовладельцев, цифровые платформы. Яхтинг становится частью «голубой урбанистики».

«Общий вектор уже задан, – говорит Анна Носова. – Вода становится новой территорией для IT-решений, сервисов и инвестиций. Сейчас, когда рынок еще свободен, а технологии уже готовы, есть возможность задать свой курс развития». Совокупный социально-экономический эффект за пять лет (2026-2030 гг.) за счет роста МСП и налоговой базы, по ее подсчетам, может составить порядка 50 млрд рублей.

Генеральный директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова рассказала, каким видится развитие инфраструктуры водного туризма и яхтинга в регионах нашей страны. В частности, центр провел анализ проекта федеральных туристических межрегиональных схем планирования макротерриторий «Большая Волга» и «Русский Север и Арктика», в том числе состояние коммуникаций. Любопытные возможности для роста водного туризма открываются в Карелии, в Ладожской шхере, где рассматривается вероятность объединения в единый комплекс горнолыжного курорта и марины. Запланированы масштабные реконструкции известного в Казани Центра экстремальных видов спорта «Локомотив» и речного клуба «Симбирск» в Ульяновске. Есть предложения и по строительству соответствующей инфраструктуры в Дагестане, на Сахалине и по берегам Азовского моря.

Ольга Шебзухова обозначила препятствия, мешающие реализации проектов. Одна из главных – огромное число государственных служб и инстанций, от которых зависит принятие решений. «И между собой они никаким образом не общаются. Почему бы не создать единый межведомственный орган?», – задалась она вопросом.

О том, что в нашей очень большой стране нет единого компетентного органа, который бы ставил отрасли задачи и контролировал их исполнение, говорила и директор по развитию Yacht Family Group Ксения Макарчук. Она отметила, что объекты у воды готовы инвестировать в быстровозводимые конструкции – модульные понтоны, речные станции, временные причалы, чтобы привлекать больше туристов с воды. Однако отсутствие их четкого статуса в водном и градостроительном кодексах приводит к тому, что проекты упираются в длительные, длящиеся годами согласования.

Примерно об этом же говорил и генеральный директор чебоксарской «КН Девелопмент» Сергей Степанов. При реализации проекта «Дом на воде» на левом берегу Волги компания столкнулся с разрозненностью требований законодательства, поскольку территория включает три разные зоны – лесной участок, береговую полосу и акваторию. Курируют эти направления разные ведомства. Чтобы подобные проекты развивались быстрее, нужно, по мнению Степанова, создать единый, наделенный широкими полномочиями координирующий орган, например, федеральное агентство.

Участники заседания считают, что законодательство в сфере водной инфраструктуры недоработано. Не связаны между собой водопользование и земля, что мешает реализовать многие интересные проекты. Много и других проблем – нехватка инфраструктуры, устаревшие суда, нормативные препоны. Комиссия по яхтенному туризму продолжит их проработку в связке с комиссией Госсовета по направлению «Туризм» и с Минэкономразвития.

Любовь Булгакова

Обсудить в telegram

вам может быть интересно