Как яхтенный туризм может повлиять на развитие регионов
Сегодня деятельность по развитию яхтенного туризма в России сосредоточена преимущественно в центральных регионах. В основном это Санкт-Петербург и Москва, однако здесь яхтинг имеет скорее спортивный характер. А спрос на этот вид отдыха растет – по экспертным данным, с 2021 года он вырос в 2-2,5 раза.
В этой связи особое место занимает Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года, которая была принята в октябре 2021-го. Согласно документу, в нашей стране должна появиться или обновиться соответствующая инфраструктура в уже существующих центрах яхтенного туризма – Краснодарском и Приморском краях, Крыму и Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге. Развитие яхтенного туризма также запланировано в ряде приволжских городов. И даже в Магадане, где к 2026 году должен появиться Морской туристический центр.
Рост спроса на яхтенный туризм в России отмечает и ректор Университета морской практики и Арктического туризма (УМПиАТ), вице-президент по яхтенному тризму Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Константин Попов: «По данным государственной инспекции по маломерным судам, ежегодно количество регистрируемых судов увеличивается примерно на 18-20 тысяч единиц. Например, в 2018 году в РФ было зарегистрировано 1 519 298 маломерных судов, в 2023-м – 1 555 686. В стране наметился подъем в развитии марин и яхтенных стоянок, появляется все больше инвестиционных проектов по развитию береговой инфраструктуры, включая яхтенные причалы, марины и порты. Касается это таких локаций, как Санкт-Петербург, Сочи и Крым, новые проекты марин появляются в крупных волжских городах – Казани и Нижнем Новгороде».

По словам Попова, в целом по стране спрос на яхтенный туризм вырос примерно на 30%, а по некоторым оценкам – в несколько раз. По данным экспедиционно-образовательного центра «Морская практика», наряду с общим спросом растет интерес к антарктическому туризму, в том числе яхтенному. Антарктида, Земля Франца Иосифа, Гренландия занимают лидирующие позиции в списке самых востребованных зарубежных яхтенных экспедиционных направлений.
Вместе с тем, по мнению эксперта, этот сегмент туристического рынка нуждается в пересмотре основных подходов к его развитию. Главный камень преткновения – законодательство. В России яхтенная инфраструктура в основном устаревшая, чаще всего эксплуатируется та, что была создана еще во времена СССР. Выход из заводи в акваторию сопряжен со множеством сложностей. Всё водное пространство на территории РФ принадлежит государству и его нельзя взять в аренду. Более того, все водоемы поделены и подконтрольны разным ведомствам, пересечь эти «невидимые границы» не так-то просто.
«Необходимо перенимать зарубежный опыт: в других странах можно арендовать акваторию, построить причалы и продавать швартовочные места с техобслуживанием и т. д. Поездки в Европу для наших граждан теперь, по понятным причинам, затруднены, а преимущественно именно туда российский средний класс отправлялся, чтобы ходить под парусом. По состоянию на 2021 год, то есть до «закрытия» Европы в 2022 году, яхтингом в России занимались чуть более 15 тысяч человек, а за рубежом арендовали чартер-лодки 150-200 тысяч. Тогда же в стране функционировала всего одна чартерная яхт-компания с флотом, насчитывающим 17 судов – сравните с 8-тысячным флотом аналогичных компаний в Турции. Уверен, что с тех пор ситуация не изменилась», – говорит Константин Попов.
По мнению проректора по развитию УМПиАТ Терезы Магар, потенциал наших городов с точки зрения развития парусного спорта и яхтенного туризма огромен. Длина доступной береговой линии в России составляет 8,5 тыс. км, это четвертое место в мире. По данным Росводресурсов, на территории России протекает 2,5 млн рек, находится 2,7 млн озер, наша страна омывается 12 морями. Социальный запрос на соответствующий вид досуга есть и очень значительный.
Но есть ряд ключевых проблем, требующих качественных решений государства и бизнес-сообщества. Мало построить марину. Важно обеспечить ее всей необходимой инфраструктурой. Электро- и водоснабжение, заправочная станция, сервисно-ремонтный центр, медицинский центр, пункт спасательной бригады, досугово-развлекательные объекты, гостиницы, рестораны, конференц-центры для бизнеса. Кроме того, для водных путешествий требуется система марин, которые будут служить остановками на пути следования по тому или иному маршруту или местом укрытиями в случае шторма.
«Важно переосмыслить тезис «Вода – это территориальный актив». Ведь от строительства марин выигрывают местные предприниматели – растет оборот, муниципалитеты – растут налоговые сборы, да и простые жители – растет число рабочих мест. Взгляните на опыт Турции, европейских стран – как они подняли девелопмент и туризм за счет марин. Яхтинг привлекает серьезный бизнес, успешным и состоятельным людям нравится не только гольф, они привыкли к определенному качеству окружения, уровню сервиса, порой и сами не прочь инвестировать в развитие тех локаций, где они отдыхают, проводят деловые встречи», – подчеркивает Тереза Магар.

Очевидно, что для успешного развития яхтенного туризма в России необходимо прежде всего скорректировать Водный кодекс РФ, прописать в нем специальные технические условия, на основании которых будет разрешено то, что так необходимо для строительства марин. Инфраструктура – это всегда база.
Константин Попов перечислил, что необходимо для активного развития яхтенного туризма:
- внесение изменений в Водный кодекс РФ по использованию водоохраняемых зон или создание специальных технических условий, упрощающих строительство и эксплуатацию марин;
- поддержка правительства РФ в вопросе строительства коммуникаций и обеспечения транспортной доступности марин;
- особые условия кредитования под строительство марин;
- развитие верфей по строительству яхт и хаусботов российского производства;
- создание сети марин для путешествий – должны быть предусмотрены маршруты для яхтинга между разными городами;
- собственно строительство озерных, речных и морских марин с соответствующей вместимостью и сохранением исторических и природных артефактов, которые характеризуют место и определяют его уникальность;
- развитие детского парусного спорта наряду с ранней профориентацией при федеральной и региональной поддержке совместно с профильными вузами, сузами и бизнесом.
Таким образом, новые горизонты яхтенного туризма в России и его влияние на социально-экономическое развитие регионов зависят от вовлеченности профессиональной общественности, государственных органов власти и бизнеса.