Что мешает туроператорам отправлять детей в железнодорожные туры по России
На стратегической сессии Российского союза туриндустрии по транспорту обсуждалась, в частности, организация железнодорожной перевозки детских групп туроператорами. Главными проблемами руководитель комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по железнодорожному транспорту Сусанна Старцева назвала действующие в РЖД размеры штрафов при вынужденном отказе от групповой поездки и требования Роспотребнадзора по питанию и медицинскому сопровождением детей в поезде.
Как пояснила эксперт, прежде всего, речь идет о штрафах, которые выставляют железнодорожные перевозчики при отмене организованной туроператором поездки за неделю до ее начала.
«Отказы от поездок не редкость, дети могут заболеть, есть десятки других причин. Но при отказе от группового тура менее чем за семь суток, но не позднее, чем за трое суток, наш турист теряет 50% стоимости плацкарты, то есть спального места. Если отказ происходит менее чем за трое суток, то теряется уже 100% стоимости плацкарты, а после отправления – полная стоимость железнодорожного билета. При этом для самостоятельных туристов условия возврата гораздо более щадящие», – сказал Старцева.
Она напомнила, что при сдаче билета не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда, пассажиры получают полную стоимость билета. Если менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления – 50% его стоимости. И только если возврат идет менее чем за два часа до отправления, стоимость билета не возвращается.
«Мы просим Минтранс скорректировать правила для плацкартных вагонов, сократив «штрафной» период до 4-3 дней. На наш взгляд, 7 дней – довольно много, если мы хотим стимулировать групповые поездки по стране. При дефиците плацкартных вагонов и с учетом того, что туризм работает в период высокого спроса, за эти несколько дней железная дорога вполне успеет продать освободившиеся места», – считает Старцева.
«Еще один вопрос мы адресуем ФАС. У нас есть так называемый заявочный безвозвратный сбор – за резервирование места, он составляет более 120,2 рублей для детского билета и более 481,2 рубля для взрослого. И это только в одну сторону, туда-обратно будет уже почти 1000 рублей на взрослого и около 250 на ребенка при групповой заявке. Выбор туристов сейчас по максимуму определяется именно ценой, и организованные группы со всеми этими сборами и штрафами начинают сильно проигрывать самостоятельному путешествию. Не говоря уже о том, что наши туристы просто не понимают, кому и почему они дополнительно платят 1000 рублей за себя и 250 за ребенка, если путешествие в группе всегда считалось более доступным по стоимости, чем индивидуальный тур», – сказала она.
Много вопросов у туроператоров вызывает норма Роспотребнадзора о присутствии в составе группы медицинского работника.
«Мы хотим получить от Минздрава определение, что включает в себя само это понятие – медицинский работник. Сейчас необходимость возить с собой действующего медика это реальная головная боль, так как найти, особенно летом, специалистов, желающих просто сопровождать детей, немного. Но мы ищем, платим им, и эти наши расходы, в свою очередь, ложатся на плечи туристов. При этом в сложном случае медик все равно оказать помощь не сможет, у детей нет с собой медкарты, они порой не помнят или не знают про свои хронические заболевания, так что приходится вызывать скорую помощь», – пояснила эксперт РСТ,
Отраслевой союз предлагает варианты решения проблемы: «На то, что медик может сделать в условиях железнодорожного переезда, то есть измерить температуру, осмотреть ребенка, способен любой человек, в том числе из наших сотрудников, прошедший курсы оказания первой доврачебной помощи. Можно пойти по этому пути. Мы также обращались в РЖД с предложением, чтобы само ведомство выделило из своего большого медицинского штата сотрудников для этих целей. Причем мы готовы оплатить их услуги. Как вариант мы предлагали сделать «медицинский патруль» в поезде – по аналогии с транспортной полицией. Пока проблема не решается», – говорит Сусанна Старцева.
По ее словам, острой остается также проблема организации горячего питания детей в поездах. Вагоны-рестораны есть не в каждом составе, а без организации горячего питания туроператор не может оформить групповую перевозку – ему в этом отказывают железнодорожные кассы. Одним из решений может быть пересмотр норм Роспотребнадзора по организации питания в поезде. Ведь это практически «поход», питание в пути. Было бы неплохо, если бы туроператорам разрешили использовать, например, сублимированные продукты, ведь в вагоне всегда есть горячая вода.
Как пояснила Старцева, турбизнесу было важно на этой сессии обозначить наиболее узкие места в организации железнодорожных туров: «Мы говорим про группы 30-40 человек, речь не идет о больших массовых заездах по 100 человек в оздоровительные лагеря и так далее. Мы указываем на проблемы, которые мешают работать туроператорам и тем создают серьезные препятствия для развития детского туризма в стране. Решить эти задачи хотелось бы до начала высокого летнего сезона».
Расширенное заседание по проблемам автобусной, круизной, железнодорожной и авиаперевозки прошло на площадке Госдумы РФ. В нем участвовали представители органов законодательной и исполнительной власти, судоходных и авиакомпаний, турбизнеса.
Светлана Ставцева
Изображение от Freepik