Детективная история про фейковый телеграм-канал туроператора ITM group
Участниками детективных событий стали сотрудники ITM group, обнаружив фейковый телеграм-канал, оформленный с брендовыми элементами официального ресурса туроператора в этой сети. В числе предложений мошенников в том числе были направления, на которых ITM group не присутствует.
Чтобы раскрыть «преступную группу», компания провела настоящую операцию «под прикрытием». Под видом клиента руководитель департамента маркетинга и рекламы ITM group подал заявку на тур через единственный вариант общения с создателями фейкового канала – контакт администратора. Последовал ответ и варианты путешествия, которые продемонстрировали полное незнание основных направлений компании и условий бронирования: мошенник предложил внести предоплату 30%, а за две недели до заезда внести недостающую сумму. При этом условия предоплаты были озвучены до окончательного согласования предложения и заключения договора. Однако собеседник не забыл упомянуть об удобстве онлайн-оплаты и запросил паспортные данные клиентов.
Дальше надо было каким-то образом получить от мошенника его контакты и номер расчетного счета, поэтому «оперативная группа» от лица клиента запросила договор. Но и тут зацепок никаких не оказалось: в полученном документе стояли имя клиента и реквизиты ITM group, скопированные, очевидно, с сайта туроператора.
Единственным вариантом оставалась личная встреча, на которой предполагалось подписать договор и немедленно оплатить часть стоимости выбранного тура на Бали. К своему удивлению, сотрудники компании получили от мошенника согласие, причем местом встречи был выбран… бизнес-центр, в котором расположен офис ITM group!
В надежде встретить «темную личность», команда ITM group устроила засаду в фойе бизнес-центра. Но мошенник не явился, в последовавшей переписке сослался на занятость и предложил встретиться «с коллегами». Более того, он позвонил в офис туроператора, назвавшись клиентом по фамилии всё того же руководителя департамента маркетинга и рекламы и попросил его встретить в фойе. Таким образом мошенник постарался сделать всё, чтобы замести свои следы, но не учел, что звонок и номер телефона были зафиксированы системой колл-трекинга компании. Эта информация позволит компетентным органам выявить личность мошенника.
Что рекомендуют юристы при выявлении фейковых ресурсов
Юристы компании «Байбородин и партнеры», представляющей интересы туроператора, так прокомментировали ситуацию.
Использование чужого товарного знака, да еще и с заведомо неправомерной целью, серьезное правонарушение. Согласно статье 1515 Гражданского кодекса РФ правообладатель вправе требовать изъятия из оборота контрафактной продукции и выплаты в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей. По этой конкретной ситуации с ITM group размер компенсации вполне может достигать нескольких сотен тысяч рублей».
Фирмам, которые обнаружили продажи под своим знакам можно рекомендовать следующее:
1. Для прекращения использования товарных знаков в социальных сетях или в агрегаторах обычно достаточно обращения с жалобой – соответствующие кнопки есть во всех соцсетях – или в администрацию агрегатора. По опыту, «ВКонтакте» и «Телеграм» реагируют достаточно оперативно.
2. Для доказательства нарушений подойдут скриншоты, видеосъемка, для установления личности или юрлица предполагаемых мошенников – запрос договора или реквизитов для оплаты. Когда станет понятно, кто нарушитель, денежные средства можно потребовать в досудебном порядке, а в случае отказа обратиться с заявлением в суд.
По мнению Александра Байбородина, для прекращения незаконного использования знака компании часто достаточно обращения к самим нарушителям. «Редко кто спорил. Удаляли. Иногда брали другой знак другой компании», – уточнил юрист.
ITM group напоминает адрес единственного официального телеграм-канала компании для турагентов. Там можно прокачать свою экспертизу по экзотическим направлениям и получить информацию о сложных маршрутах и нестандартных путешествиях в страны Азии, Африки и Востока.