Какие изменения предложил РСТ в законопроекты о туристских автобусах и регулировании детского туризма
Экспертный совет при комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры рассматривает законопроекты о туристических автобусных перевозках и о регулировании детского туризма. У экспертов РСТ часть положений вызвала острые дискуссии.
«В основе безопасности детских путешествий – транспорт. Особенно когда речь идет об организованных детских группах. Но сейчас в действующем законе нет элементарных положений, определяющих понятия «туристский автобус», «туристско-экскурсионные автобусные перевозки», классификации туристских автобусов», – написала в своем телеграм-канале инициатор законопроектов, член комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алла Салаева.
В законопроекте, посвященном туристическим автобусным перевозкам, планируется усовершенствование понятийного аппарата. Он вводит понятия «туристский автобус», «туристско-экскурсионные автобусные перевозки», а также классификацию туристских автобусов.
Как считают авторы документа, в отличие от других видов туризма автобусные путешествия в меньшей степени привязаны к инфраструктуре, поэтому ограничений его развития в России практически нет. Предложенные изменения помогут реализовать потенциал этого вида туризма в нашей стране.
Второй законопроект – о развитии правового регулирования туристской деятельности и детского туризма – предполагает закрепление в основном отраслевом законе понятий «экскурсия», «путешествие», «поход» и «экспедиция», «которые необходимы для устранения пробелов в регулировании правоотношений, возникающих при осуществлении туристской деятельности как профессиональными участниками, так и отдельными гражданами», говорится в документе.
РСТ не поддержал классификацию туристских автобусов
Как рассказал RTN руководитель юридической службы РСТ Николай Литаренко, эксперты РСТ подготовили свои отзывы на оба проекта. По их мнению, норма о классификации туристских автобусов – избыточна.
«Введение классификации, даже добровольной, на настоящий момент не поддерживается, потому что это дает дополнительную нагрузку на бизнес. Кроме того, в текущих политико-экономических условиях автобусов не хватает, поэтому сейчас эта норма избыточна», – сказал Литаренко.
Также комиссия РСТ по автобусным перевозкам предлагает ввести специализированный реестр туристских автобусов, который бы позволил пользоваться преференциями в рамках федерального закона о безопасности дорожного движения. «Речь идет о движении по выделенным полосам маршрутного транспорта, а также о возможности бесплатной стоянки, организации дополнительных парковочных мест для туристских автобусов. Хотелось бы, чтобы все это нашло отражение в законе, чтобы была создана система преференциального подхода именно для туристских автобусов. В настоящий момент законодательная инициатива это все не предусматривает», – уточнил Литаренко.
По мнению вице-президента РСТ Ольги Санаевой, автобусный туризм сейчас нуждается в дополнительной поддержке государства в связи с острой нехваткой транспортных средств. «В нашем автобусном парке практически все высокобортные автобусы импортные. Поэтому все, что касается запчастей, техобслуживания, и пр., все это осуществить очень сложно. Практически все виды транспорта, кроме автобусного, получили поддержку от государства. Это касается и авиации – было отдельное постановление для туроператоров, это касается и железных дорог, потому что были предоставлены субсидии для семейных туристов, это касается и речных круизов, этот вид перевозок также получил субсидирование. А автобусы сейчас – это большая проблема, их не хватает», – сказала она.
По словам эксперта, введение законодательного определения того, что является туристической перевозкой, поможет перевести некоторые транспортные средства по назначению из регулярных или заказных перевозок, например, в туризм.
Кроме того, введение понятий «туристический автобус» и «туристско-экскурсионные автобусные перевозки» поможет решить проблему с парковками, стоянками, местами посадки и высадки туристов у объектов показа. «Когда мы понимаем, что автобус на сегодняшний день несет функцию туристического, это позволяет нам производить все манипуляции, такие как парковки, стоянки, посадки и высадки пассажиров на благоприятных условиях», – добавила Санаева.
В законе должно появиться понятие «детский экскурсионный турпродукт»
В текст законопроекта о детском туризме профильный комитет РСТ также предложил поправки. «Например, предлагается ввести понятия «путешествие», «поход», «экспедиция», «экскурсия». Но дело в том, что само по себе введение в федеральное законодательство новых понятий, которые потом никак не раскрываются, представляется чрезмерным», – заявил глава юридической службы РСТ.
По словам Литаренко, РСТ предлагает совершенно другие определения – «детский туризм» и «детский экскурсионный туристский продукт», который будет формироваться только туроператорами.
Как пояснила вице-президент РСТ, эти определения помогут в правовом урегулировании оказания туристических услуг детским группам.
«В детском туризме есть ряд нормативов, которые по безопасности, по другим категориям отличаются от взрослого. Если просто экскурсия и учитель едет с ребенком в музей – это одна история, а если экскурсионный тур, который содержит в себе перевозку, питание, ознакомление с объектами показа и т.п., то это более сложный продукт, который требует соблюдения большого количества нормативов. Поэтому мы говорим, что этим могут заниматься только те туроператоры, которые умеют это делать, которые состоят в федеральном реестре и соответствуют определенным критериям», – уточнила Санаева.
Ольга Петрова
Изображение от Freepik