Какие лайнеры выйдут на российские реки в 2024 году
В навигацию 2023 года крупные круизные операторы вывели на российские реки около 15 теплоходов из числа судов, стоявших во время пандемии в затонах. В 2024 году можно ожидать появления на реках еще трех теплоходов – двух речных и одного класса «река-море». Как предсказывают участники рынка и эксперты, туристы от этого только выиграют благодаря расширению ассортимента круизов.
Компания «ВодоходЪ» в 2024 году выводит теплоход «Зосима Шашков». Два сезона он был на «каникулах», а в следующем году будет курсировать на маршрутах из Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Круизы на 2024 год уже в продаже. Таким образом, «ВодоходЪ» будет эксплуатировать 25 теплоходов, практически весь свой флот. Всего в собственности компании 26 круизных судов.
Предполагается, что больше всего «Зосима Шашков» будет работать в Ярославской области, а Ярославль, куда каждый час ходят электрички из Москвы – удобный город для начала круизов, в том числе и для москвичей. Отплытие из этого города позволяет избежать долгого шлюзования при выходе из Москвы.
Второй теплоход для «Московской кругосветки»
Нижегородская компания «Гама», как сообщил RTN ее директор Дмитрий Галкин, планирует вывести новый теплоход «Аурум». Как и его предшественник теплоход «Золотое кольцо», вышедший на рынок в прошедшем сезоне, судно пойдет по маршруту через Волгу, канал имени Москвы, Москву-реку и Оку.
Оба корабля – колесные круизные лайнеры премиум-класса. Их маршрут – это возрождение «Московской кругосветки», но в новом формате с новой экскурсионной программой по всем городам Золотого кольца, а также по другим малым и большим. Только на этих теплоходах габаритная высота позволяет пройти по Москве-реке под всеми мостами от Северного до Южного речного вокзала, увидеть самый центр столицы, все ее главные достопримечательности.
«Подготовка «Аурума» к навигации 2024 года идет в плановом режиме. Завершается оборудование кают и внутренних помещений. Продажи туров на новом теплоходе, которые пройдут с 12 июня по 28 сентября, уже начались», – сказал Дмитрий Галкин.
По его словам, навигация-2023 прошла успешно, оператор выполнил всю программу круизов, в том числе на теплоходе «Золотое кольцо», совершившем 10 круговых рейсов.
«Средняя загрузка по нашему флоту была на 15-20% выше, чем в навигацию 2022 года. Раннее бронирование на 2024-й уже идет, причем пока мы предлагаем цены прошлого года. Уровень продаж «Золотого кольца» подтверждает, что судно понравилось туристам, надеемся, что следующий год будем работать всю навигацию с полной загрузкой», – отметил эксперт.
Когда ждать «Петра Великого»
На рынке ждут «Петра Великого». Этот теплоход класса «река-море», строительство которого идет с 2016 года и близко к завершению, должен начать круизы по Каспийскому и Черному морям в следующем году. Заказчиком выступает Московское речное пароходство. Комфортабельность лайнера будет соответствовать пятизвездочному отелю – он и спроектирован как плавучая гостиница с полноценных балконами, носовым обзорным салоном, солнечной палубой и бассейном.
В начале 2022 года сообщалось о 90-процентной готовности лайнера, до конца года его предполагалось передать заказчику. Затем Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявила о трудностях с поставками и наладкой импортного оборудования и что теплоход будет готов лишь к навигации 2023 года. А в августе нынешнего года появились сообщения, что лайнер «Петр Великий» передадут заказчику к началу круизного сезона-2024. Однако в расписании круизов на будущий год у туроператора «Мостурфлот», который входит в состав Московского речного пароходств и будет работать с этим судном, этого лайнера нет.
«Мы пока не знаем точно, когда получим теплоход, но рассчитываем, что это произойдет в 2024 году», – сообщила заместитель генерального директора туроператора Светлана Гончарова.
Из рук в руки
Отдельные компании пополняют свой флот теплоходами, с которыми раньше работали другие операторы. «Созвездие» на следующий год будет работать с четырехпалубным лайнером «Россия», которым прежде оперировал «Мостурфлот». Туроператор планирует добавить в его комплектацию резиновые лодки для высадки туристов в необорудованных причалами береговых местах. Это, например, поселок Юрино в Марий Эл, где находится Шереметьевский замок, а также Ядрино на реке Суре и на мыс Бесов Нос на восточном побережье Онежского озера, который привлекает туристов своими петроглифами. Круизы с такими экспедиционными элементами очень популярны у туристов.
Самарский туроператор «Спутник-Гермес» пополнил свой флот небольшим лайнером, с которым раньше работал «Донинтурфлот». «Принцесса Анабелла» рассчитана на 92 пассажиров, они смогут разместиться в 46 каютах классов «комфорт», «комфорт премиум» и «люкс».
«Мы очень довольны, что можем поставить премиум-круизы из Самары на этом лайнере, в том числе те, которых давно не было из нашего города, например, в Уфу. В программе также тур на Соловки, в Великий Новгород. Сейчас работаем над модернизацией теплохода», – пояснила генеральный директор компании Наталья Денисова.
Таким образом, в будущую навигацию на российские реки выйдут максимум три новых теплохода. Для сравнения, этим летом флот четырех ведущих круизных компаний увеличился сразу не менее чем на 30% по сравнению с 2022-м. «ВодоходЪ» предложил круизы на 24 судах вместо 19. «Мостурфлот» вывел весь свой флот – 14 лайнеров вместо 11 в 2022 году. «Донинтурфлот» – 10 лайнеров вместо прошлогодних пяти. «Созвездие» также поставила восемь собственных теплоходов плюс одно партнерское судно на Байкале.
Тем не менее, как полагает генеральный директор агрегатора ««Круиз.онлайн» Денис Крейцберг, появление даже трех новых лайнеров будет способствовать расширению ассортимента речных круизов.
«Рост числа новых теплоходов и маршрутов увеличивает и аудиторию круизов. Важно, что это очень качественные суда. Именно они, в первую очередь привлекают туристов. Например, в нашей компании продажи эконом-сегмента составляют всего 18%, стандарт – 25%, а лучше всего продаются лайнеры премиум и люкс», – пояснил он.
Плюс, по его словам, растет новая аудитория речных круизов, гораздо более молодая и продвинутая, чем прежде. «Она легко ориентируется в интернете, им интересны новые программы, которые сейчас многие операторы предлагают уже с учетом этой аудитории. Благодаря конкуренции между туроператорами на рынке сейчас большой выбор круизных программ», – заметил Крейцберг.
Какими будут цены на речные круизы в 2024 году
По словам Натальи Денисовой, навигация-2024 вряд ли будет проще только что закончившейся.
«С начала сезона-2023 было ясно, что вывод на рынок такого количества дополнительных лайнеров почувствуют все. Так и случилось. Мы привыкли к конкуренции, загрузка на наших лайнерах в этом сезоне превысила 80%. Но вот такой фактор, как неожиданное и резкое подорожание топлива в середине сезона, предвидеть было трудно. Хотелось бы избегать таких ударов по бюджету. К тому же между туроператорами идет борьба не только за клиента, но и за кадры, соответственно растет фонд заработной платы. Пугающе быстро увеличиваются траты на ремонт, поиски и покупку запчастей, здесь проблемы нарастают. Расходы круизных операторов сильно выросли. Поэтому я не разделяю «оптимизма» некоторых коллег по поводу увеличения цен в следующем сезоне на 15-20%. Думаю, вполне можно ждать и более чем 20-процентного подорожания круизов», – сказала RTN эксперт.
Прогноз о повышении цен на круизы на 15-20% в 2024 году ранее сделал генеральный директор агрегатора круизов «Инфофлот» Андрей Михайловский.
Тем не менее, круизные операторы видят перспективы роста. «Будем двигаться по двум основным направлениям развития. Первое – наращивать малый флот. Прогулочные теплоходы класса «Москва» очень востребованы, они имеют гриль– и барбекю-зоны, позволяют делать небольшие программы на 2-3 дня, проводить любой формат мероприятий от конференции до банкета. Такого флота пока мало и предложений на рынке, соответственно, тоже нет. И второе направление – наращивание качественного круизного флота», – говорит Наталья Денисова.
Светлана Ставцева