Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Какие отели выгоднее всего строить в России
Главные новости

Какие отели выгоднее всего строить в России

10:15, 21 октября 2025

Чаще всего инвесторы в России хотят строить отели 5*, так как они окупаются быстрее, чем 3-4*. Но, как считают эксперты, и отели 3*, построенные в историческом центре города с правильной концепцией и пониманием «своего» клиента, могут окупиться довольно быстро.

По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ильи Уманского, чаще всего инвесторы выбирают сейчас строительство пятизвездочных отелей.

«Стоимость строительства отеля 5* отличается от 3* максимум на 30%, при этом вернуть вложенное можно примерно за 10 лет. А вот в случае с отелем 3* этот срок растягивается, условно говоря, до «никогда». Логично, что если разница в инвестициях не столь существенная, то инвесторы стараются вкладываться в объекты размещения, по которым гарантированно смогут вернуть средства за 10 лет», – сказал он на Форуме туристических территорий (FTT) в Москве.

Руководитель ГК «Кортрос» Дмитрий Рабышев полагает, что отели 5* строятся чаще еще и потому, что указанный в правительственном постановлении №141 лимит на них более соответствует действительности, чем для отелей 3*.

«Структура 141-го постановления о выдаче льготных кредитов на строительство гостиниц, видимо, устарела. Например, там указан лимит по отелям 3* в 11,5 млн рублей за номер, но за эти деньги сейчас нельзя построить «трешку» с ресторанами. Вот указанные там же 23 млн рублей за номер в «пятерке» уже ближе к правде, поэтому все и стремятся строить именно их. Хотя потом все равно приходится брать уже коммерческий кредит и добавлять средства», – заметил он.

По мнению генерального директора компании Zont Hotel Group Николая Филатова, в кризисное время лучше всего работают отели 5* и базовые 3* на 150 номеров.

Как уточнила генеральный директор альянса Rodina Hotels Наталья Обыдённова, строительство отелей 5* всегда дороже, потому что значительные средства уходят на обеспечение сопутствующей инфраструктуры – спа, бассейна, точек питания.

«Но строительство отеля 5* – не обязательно лучшее решение для инвестора. Самым удачным, например, может стать возведение отелей 3* на 100 номеров в пределах третьего московского кольца. Гостиницы такого уровня в центре города окупаются хорошо не только в Москве, но и в Питере, Краснодаре, Казахстане. Здесь играет роль динамическое ценообразование, и в такой «трешке» цена за номер будет практически, как в «четверке». Правда, все зависит от места, объема инвестиций и концепции. Инвестору еще в момент создания концепции объекта необходимо привлекать управляющую гостиничную компанию, особенно, если до этого он строил только торговые центры или складские помещения. Мало построить отель – очень важно создавать именно продукт, четко зная, для кого ты это делаешь», – подчеркнула эксперт.

Руководитель по развитию сети «Васта Отель Менеджмент» Тимур Ахмедов согласен, что одна из проблем – приход на гостиничный рынок инвесторов и девелоперов, которые не в «теме» и зачастую не понимают, в чем разница между отелями 4* и 5*: «Например, инвестор планирует построить 5*, но в коммерческом предложении указывает на 200 номеров 11 тысяч квадратных метров, то есть 55 метров на номер. Но в международной и российской практике на номер в «пятерке» закладывают 120 м удельного веса от общей площади отеля, так как здесь много инфраструктуры».

Ахмедов считает, что в нынешних условиях максимально выгодным для инвестора будет выбрать некий микс сервисных апартаментов, у которых самый эффективный удельный вес на номер 60 квадратных метров, и отеля 4* с 95 квадратными метрами на номер. Такие объекты будут оптимально дополнять друг друга.

Вице-президент Cosmos Hotel Group Елена Махрова согласна, что отели 4* более «предсказуемые»: «Их легче грузить и туда приезжают понятные категории гостей – и просто туристы, и корпоративные клиенты. И эти отели в итоге дают более эффективные показатели по управлению. Если говорить о 5*, то надо отметить прежде всего курортные объекты, расположенные в природных локациях, за это люди готовы платить высокий чек. Этот сегмент тоже имеет довольно хороший показатель эффективности, но там и с расходной частью нужно работать очень внимательно».

По словам экспертов, мощный импульс гостиничному бизнесу дало постановление правительства №141 о льготном кредитовании, которое позволяло получать займы на строительство и реконструкцию отелей под 3-5% годовых. Однако постановление больше продлеваться не будет. По словам Натальи Обыдённовой, это остудило пыл инвесторов, но вряд ли серьезно затормозит процесс.

«Постановление действительно было хорошим стимулом, и в отрасли было много планов. 2025 год их, конечно, откорректировал, но не думаю, что полностью отменил. Просто на смену эйфории предыдущих лет придет более четкий подсчет, оценка рисков». – сказала она.

Илья Уманский также полагает, что новые вызовы не остановят процесс. «Инвесторы вообще удивительный народ, они не живут сегодняшним днем, они думают на 10 лет вперед, на большую перспективу», – сказал он.

Ранее президент РСТ заявил, что для сохранения высокой динамики строительства и реконструкции гостиниц на фоне недостатка финансирования и проблем с ключевой ставкой надо решать вопрос с вовлечением в индустрию гостеприимства средств физических лиц с применением федерального закона №214 «Об участии в долевом строительстве». Это позволит сохранить высокую динамику строительства, чтобы к 2030 году достигнуть заявленных целей национального проекта.

Наталья Чернышова, Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно