Монастыринг, или как на современный лад обозвали давно существующие житие и труд при монастырях
Появившийся недавно термин «монастыринг» описывает еще один – по аналогии с «избингом» и «болотингом» – современный вид туризма, только в этот раз для поколения интернета и соцсетей, то есть людей, родившихся уже в 21 веке. Позиционируется продукт так, будто молодые люди, уставшие от городского шума и суеты, уезжают в монастыри – собраться с мыслями, подумать о жизни, иногда бескорыстно потрудиться на благо монастырской общины. Мы спросили у профессионалов паломнического туризма, действительно ли существует такой вид туризма и насколько он востребован.
Как считает руководитель Комиссии по религиозному туризму РСТ, генеральный директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин, слово монастыринг само по себе довольно странное, к тому же с его помощью пытаются обозначить как новость давно существующие богомолье и трудничество при монастырях.
«Ужасное слово. А вообще-то речь про богомолье, когда светские люди, иногда семьями, приезжают в монастырь и живут при нем, молятся, работают или находятся в послушании. Но для этого при обители должны быть, как минимум жилые помещения, хозяйство», – говорит Минулин.
Впрочем, эксперт признаёт, что немало молодых людей искренно тянутся к православному сообществу, им интересна монастырская жизнь, они готовы помочь не только по хозяйству, но и с применением профессиональных знаний. К примеру, за кров и еду сделать качественную съемку территории монастыря с квадрокоптера, красивый видеоролик и т.д. «И неважно, зуммеры это или кто-то постарше. Люди любого возраста сейчас стали активнее ездить по не самым известным православным местам, посещать маленькие церквушки. Но дело в том, что зуммеров собрать в группы невозможно, они поедут отдельно, и тогда нужен список монастырей, готовых их принимать. Но есть и условие – жить по уставу, обязательно нести какое-то послушание. Безделье в монастыре невозможно, а трудничество и послушание могут быть очень непростыми», – заметил Юрий Минулин.
Он также привел в пример испанский город Сантьяго-де-Компостела, куда по пути Святого Иакова ранее отправлялись порядка трех тысяч человек в год, а сейчас – 300 тысяч. И большинство из них люди светские, которым важно движение, преодоление себя. «Среди них очень много молодых людей. В целом видим увеличение интереса к жизни православного сообщества, люди хотят духовного роста, вот и едут в монастыри. В этом нет ничего нового и не вижу смысла называть это новыми словами», – подчеркнул эксперт.
Как отметил директор паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Игорь Степанов, люди все время приезжают на Валаам, живут, молятся. «Это совершенно старинное занятие – приезжать в монастырь с разными целями: кто-то на послушание, кто-то на трудничество или просто на работу, а кто и с желанием в дальнейшем принять постриг. Этот поток постоянный, без динамики. Просто придумали дурацкое слово, а само дело-то давнее. Конечно, мы не приветствовали бы компании, которые едут в монастырь «потусить». Но таких и нет – обычно на Валаам осознанно приезжают серьезно настроенные люди», – добавил он.
Наталья Панферова