Не менее 20 туристов не смогли улететь на отдых из Оренбурга из-за исчезновения турагентства
По предварительным данным, порядка 20 туристов остались без отдыха, за который они заплатили оренбургскому турагентству, сообщил представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) в этом регионе Владимир Гетман.
Оренбургское турагентство Виктории Латуга предложило своим клиентам выгодный вариант отдыха в отеле 4* в Турции за 55 тыс. рублей на двоих. Туристы перевели деньги, заключили договоры, а в день вылета получили сообщение о приостановке деятельности ИП. Офис закрыт, вывеска снята, телефоны не отвечают, а социальные сети заблокированы владельцем.
«Сейчас пострадавшими занимаются компетентные органы. Ориентировочно пока их порядка 20 человек», – сказал Гетман.
Он напомнил, что подобные случаи уже были в Оренбурге до пандемии и в 2021 году. Чаще всего они происходят при попытках туристов купить тур по цене значительно ниже рыночной.
«В данном случае туристам предложили за 55 тысяч тур, который у других туроператоров стоит более 100 тысяч рублей. Замечу, что эта схема не нова уже отработана: предлагается ультранизкая цена за продукт с пояснением, что такую стоимость позволяет получить закрытие полетной программы, распродажа, привилегированное положение турагента у туроператора и т.п. Турагент набирает денежную массу, а затем скрывается», – объяснил представитель РСТ.
Он добавил, что закрывшееся агентство работало не один год, имело договоры с крупными туроператорами, входило в реестр туристических агентств на сайте Минэкономразвития. Как считает эксперт, причин исчезновения индивидуального предпринимателя теоретически может быть две.
«Первая изначально не криминальная: турагент не планировала никого обманывать, но из-за финансовых проблем начала демпинговать, ушла в минус и, когда перекрывать его было нечем, приняла решение не оказывать услуги и скрыться. Второй вариант – четко спланированная схема: активные продажи туров по сверхнизкой цене на определенные даты, которые не бронировались у туроператоров и не оплачивались. Поскольку поездки продавались с дисконтом в 50%, а таких скидок не бывает ни у туроператоров, ни тем более у турагентов, более вероятен второй вариант – злой умысел. На данный момент информации от туроператоров об оплате туров пострадавших лиц мы не получали, компетентные органы ведут в этом направлении работу», – поясняет эксперт.
Как подчеркнул Гетман, если бы туристов обманул туроператор, то сработала бы система страхования ответственности и пострадавшие могли бы получить деньги у страховой компании либо из фонда персональной ответственности компании в ассоциации «Турпомощь». В нынешнем же случае туристы смогут попытаться вернуть деньги только через суд.
«Чтобы обезопасить себя от подобного развития событий, бронируя какой-либо турпродукт у агента, необходимо выяснить название туроператора, которое должно быть отражено в договоре.
Исходя из сути заключаемых договоров и положений отраслевого закона, турагент, действуя по поручению туриста, при поступлении денег от него обязан перечислить их туроператору в том же объеме, который внесен клиентом. Соответственно, если вы внесли большую часть или половину стоимости, то и турагент должен заплатить столько же, ничего не оставляя себе. Согласно ГК РФ, если иное не оговорено в договоре, турагент имеет право на получение своей комиссии только после полной оплаты тура», – отмечает Гетман.
Кроме того, по его словам, в течение трех дней после бронирования турпродукта и подписания договора у турагента можно запросить у туроператора лист подтверждения, который содержит всю информацию о забронированном туре.
Ольга Петрова