Не все туроператоры довольны сезоном в сегменте активных туров
В одних регионах страны летний сезон в активном туризме постепенно близится к завершению, в других туроператоры рассчитывают еще и на хороший октябрь. «Мы довольны летним сезоном. Он пока не закончился, в сентябре-октябре прекрасно продаются Северный Кавказ, Приморье, Сахалин, Курилы, там еще много групп сейчас. Чуть меньше, но по-прежнему востребован Крым», – рассказала RTN директор компании «Большая страна» Юлия Репникова.
По ее словам, летом лучше всего продавались активные туры на Северный Кавказ (Дагестан, Адыгея, Чечня), Кавминводы, Карелию, Калининград, на Камчатку. «На этих направлениях есть удобная доступная перевозка. Кроме того, постоянно появляются новые предложения и идеи для путешествий, так что спрос на них не падает», – пояснила собеседница.
Дорога выступает определяющим фактором не случайно, говорит Юлия Репникова. Активный туризм в любом случае предполагает трансферы, переезды, доставку туристов в удаленные локации. Все транспортные услуги довольно ощутимо подорожали в нынешнем году. Поэтому выбор направлений, куда изначально можно легко и за разумные деньги добраться, где есть и авиа, и железнодорожное сообщение, это уже экономия, отмечает эксперт.
В топ продаж туроператора этим летом вошли комбинированный тур в Кабардино-Балкарию (Приэльбрусье, Чечня), семидневный обзорный тур на Алтай, программа «Знакомство с Ольхоном» и два маршрута по Карелии – с посещением Петрозаводска, парка Рускеала и Кижей и Карелия плюс Архангельская область, Соловецкие острова. Заметным итогом сезона стал также прирост бронирований речных круизов.
В карельской компании «Ратас» говорят о завершении летнего сезона. «На этой неделе принимаем последние группы. В целом сезоном довольны, хотя он однозначно слабее прошлого. Правда, 2022 год был фактически уникальный, лучший за последние несколько лет, практически все карельские компании получили просто выдающиеся результаты. Сейчас же многие говорят о падении продаж, и мы в том числе», – сказал директор компании Владимир Кучеренко.
Падение объемов в компании составило 8-10% по сравнению с прошлым годом: «И это еще очень неплохо, потому по рынку показатель ниже. Не упасть сильнее в нынешнем сезоне нам помогли белорусские туристы, которые активно ехали к нам целыми автобусами. Если бы не они, снижение в нашей компании составило бы не менее 20-25%», – говорит Кучеренко.
По его словам, росту спроса помешали высокие цены. «Карелия дороговата. В прошлом году рост был в значительной степени обеспечен отложенным спросом. После пандемии люди очень хотели куда-то вырваться, регион неплохо рекламировался, народ активно ехал. В этом году спрос ниже, июнь был просто провальный, потому что и без того недешевое направление еще подорожало, прежде всего, трансферы. В Карелии между объектами показами расстояние очень приличные, переездов много. Мы продаем популярные однодневные маршруты со сплавом по реке, они входят в очень многие программы, в этом плане наш объем – отражение общей ситуации на рынке. Для белорусских туристов, благодаря разнице в курсах валют, поездки к нам в этом году оказались выгодными», – пояснил эксперт.
Снижение объемов по Карелии (22%) отметили также в компании RussiaDiscovery, хотя направление по-прежнему очень востребовано, на него приходится не менее 12% всех продаж. По словам директора по развитию туроператора Павла Шершнева, лидеры популярности в этом году практически те же, что и год назад: Северный Кавказ, Алтай (по 14% от общего объема), Камчатка и Карелия (по 12%). В целом на эти четыре направления приходится более половины (52%) всех продаж компании.
В топ-10 входят также Сахалин и Курильские острова, Кольский полуостров, Тверская область, Адыгея, плато Путорана и Байкал. Лишь одно направление показало рост объемов – плато Путорана. Остальные – падение, причем, по некоторым, как и по Карелии, оно ощутимое: по Алтаю – 22%, по Тверской области – 30%. На 19% снизился спрос на Северный Кавказ.
«Падение по массовым направлениям мы связываем с тем, что в этом году чуть уменьшился спрос по этим регионам на готовые туры по сравнению с прошлым годом. Так, «Яндекс» показывает, что значительно упало количество запросов в поиске на туры. Вероятно, растет доля самостоятельных путешествий, потому что при снижении спроса на туры мы видим в «Яндексе» увеличение числа запросов на авиабилеты и достопримечательности», – пояснил RTN Павел Шершнев.
По его словам, одновременно в сегменте значительно усилилась конкуренция: появилось много новых организаторов, в том числе, авторских туров, поэтому спрос размылся по большему количеству предложений.
Вместе с тем у RussiaDiscover появился ряд направлений, которые не входят в топ, но быстро набирают очки. В их числе Павел Шершнев назвал Якутию (+155% по сравнению с прошлым годом), Магаданскую область (+60%), Ямал и Калмыкию (по 50%), Приморье (42%), Шантарские острова (+36%), Чукотку (+25%) и плато Путорана (+22%). Еще одна особенность сезона – заметно увеличилась доля туров выходного дня, самый яркий пример – Териберка.
По словам Юлии Репниковой, после 10 октября на большинстве направлений активного туризма наступает спад. «Заявок становится заметно меньше, затем, в ноябрьские праздники, всплеск бронирований и дальше уже – новогодние праздники. Тем не менее, уже сейчас у нас есть заявки на ноябрь, а некоторые новогодние туры на Байкал начали бронировать еще в августе», – сказала она RTN.
Светлана Ставцева