Малые отели в России выжили, вопреки прогнозам
Конец февраля – первая половина марта оказались самыми тяжелыми для гостиничного бизнеса в целом и для малых отелей в частности, так как наблюдался резкий спад загрузки. Но со второй половины марта наметился положительный тренд. По словам руководителя компании HotConsulting Романа Сабиржанова, к середине апреля работа гостиниц стабилизировалась.
К середине апреля также стабилизировался кур валюты, по многим позициям произошел возврат цен. «Мы сейчас не чувствуем какого-то дискомфорта в операционной деятельности. В товарных позициях цены, которые раньше подросли, теперь опустились и вернулись на позиции начала февраля», – сказал г-н Сабиржанов порталу Hotelier.pro.
В 2020-21 годах большинство гостиниц провели ремонтные работы, поскольку для этого был подходящий период. Соответственно на ближайшие 3-4 года у них будет определенный задел.
По статистике, доля бронирований через Booking.com, особенно в малых средствах размещения, доходила до 85%. «Казалось бы, отели должны быть в критической ситуации, – говорит г-н Сабиржанов. – Но прошло больше месяца, и наш промежуточный итог оказался не так драматичен. В целом уход агрегатора не повлиял на работу гостиниц. Некоторые эксперты и ранее говорили, что он им не нужен. И оказались правы».
Что касается новых источников бронирования, то все будет зависеть от того, где находится объект. В центре Москвы, например, доля бронирований с OTA уменьшилась с 80% до 40%. Для отелей, находящихся не в центре города, эта доля сократилась еще сильнее и составила всего 10-15%. Иными словами, спрос на гостиницы за пределами центра города упал очень сильно. Сейчас единственный способ привлечения клиентов в такие средства размещения – развитие собственного сайта и реклама через «Яндекс Директ».
Эксперт также пока не видит больших предпосылок к росту стоимости номеров: «Себестоимость будет расти, но есть либо аналоги, либо российское сырье. Единственное, где произошло серьезное подорожание – коммунальные услуги. К примеру, для многих гостиниц стоимость отопления выросла на 30-35%».
«В пандемию многие, в том числе и я, были уверены, что закроется много средств размещения, особенно малых, поскольку крупные более устойчивы. Причем, ограничения то возникали, то прекращались, а в таких условиях очень тяжело планировать и вести деятельность. Но ни один малый гостиничный объект, по крайней мере, в моем окружении, не закрылся из-за пандемии. Было непросто, кто-то уходил в кредиты, но бизнес сохранился», – говорит Роман Сабиржанов.
Выживать малым отелям помогают особенности этого вида размещения. Прежде всего, небольшой номерной фонд: загрузить гостиницу на 20-30 номеров проще, чем на 200-300. Малочисленный персонал, и значит, меньшая нагрузка на фонд оплаты труда. Работа на УСН: в кризис этот налоговый режим помог выжить многим бизнесам. Кроме того, малые отели быстрее адаптируются к новым условиям. Как правило, ими управляет собственник.
«Так что сегодняшний кризис не станет причиной для массового закрытия гостиниц. Но и желающие продать бизнес сейчас вряд ли найдут покупателя», – делает вывод г-н Сабиржанов.