В этом году перелеты по России подорожают на 15-20%
Рост средней стоимости перелетов экономклассом в 2021 году на фоне удорожания керосина достиг максимума за десять лет. Но до абсолютного максимума цены билета еще далеко – она была зафиксирована в 2010 году.
Как следует из данных Росстата, в декабре 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета составила 5482,21 рублей в расчете на 1 тыс. км пути, что на 15% (или 709,54 рублей) больше, чем в январе прошлого года.
Предыдущий максимальный рост стоимости билетов (на 674,53 рублей, или 13,18% за год) наблюдался в допандемийном 2019-м: если в январе средняя цена полета составляла 5115,87 рублей, то в декабре – 5790,4 рублей.
Правда, до абсолютного максимума стоимости билета (при анализе с 2000 года) еще далеко – она была зафиксирована в августе 2010 года на уровне 6892,51 рублей.
Снижение средней стоимости билетов связано с падением платежеспособного спроса и ростом парка самолетов российских перевозчиков, объяснил РБК директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «За десять лет авиакомпании обновили парк и сами научились работать эффективнее. Поэтому средний тариф снижается, хотя на востребованных направлениях растет», – сказал эксперт.
Стоимость авиабилета складывается из затрат на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплату персонала, аэронавигацию и др. Но самая значительная часть – около 40% – это затраты на керосин. По данным Refinitiv, в январе 2021 года его средняя стоимость в российских аэропортах составляла 49,550 тыс. рублей за тонну. К декабрю она выросла почти в полтора раза, до 73,187 тыс. рублей. Поэтому подорожание топлива неизбежно приводит к росту стоимости билета, так как у авиакомпаний практически нет запаса маржинальности для сдерживания цен.
В 2021 году из-за этого «Аэрофлот» повысил топливный сбор дважды: на внутрироссийских направлениях он увеличился до 2200 руб. Рост стоимости керосина обошелся компании в 14,5 млрд руб. дополнительных расходов, следует из ее отчетности.
Дополнительные расходы крупнейшей частной авиакомпании S7 оказались еще выше – 20 млрд рублей, отмечала совладелица и гендиректор S7 Group Татьяна Филева.
Рост цен на керосин может спровоцировать увеличение стоимости билетов за счет топливных сборов и в 2022 году, отмечает пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. О том, что цены на билеты «пойдут вверх» в 2022 году, предупреждает и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев: «Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно – либо нужно закрываться, либо повышать тарифы». По прогнозам, стоимость авиабилетов в 2022 году может вырасти на 15–20%.