Продолжат ли работать в России отели ушедших международных брендов
10 марта стало днем массового ухода зарубежных гостиничных брендов с российского рынка.
Гостиничные сети Accor (бренды Novotel и Ibis), IHG и Hyatt не будут открывать в России новые отели и приостанавливают все партнерские отношения с российскими компаниями. Однако они продолжат управлять уже имеющимися гостиницами, говорится в заявлениях сетей.
У Accor в России более 50 отелей, из них 20 в Москве. Компания планировала в 2022 году открыть пять новых гостиниц. У компании IHG Hotels & Resorts (бренды LXR Hotels & Resorts, Waldorf Astoria, Hilton и другие) 29 объектов в 20 регионах России. Оператор не будет инвестировать в наш рынок, все новые открытия отелей отложены. В частности, под вопросом Hilton на 162 номера во Владимирской области, который должны были ввести в эксплуатацию в третьем квартале 2023 года.
Отели Hyatt сейчас есть в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Планировались также в Калининграде и Омске. В этих городах от планов достроить гостиницы не отказываются, но, скорее всего, они уже начнут работать без вывески.
За компаниями IHG и Hyatt последовала сеть Marriott, которая имеет с ними общий корпоративный офис в Москве. У компании в России 17 отелей под управлением или по франшизе. Как сказано в заявлении компании, это мизерная, часть всего портфеля Marriott.
Ранее, 4 марта, об уходе с российского рынка сообщили отели Sokos. Решение свернуть всю операционную деятельность в стране в связи с недавними фундаментальными изменениями в бизнес-среде принял финский холдинг S-Group, который управляет шестнадцатью супермаркетами Prisma и тремя отелями Sokos в Санкт-Петербурге.
Тем не менее, в России осталось немало брендовых международных отелей. Продолжат работу все отели Radisson Hotel Group, как сказано в официальном заявлении сети. Не было сообщений о приостановке деятельности от Four Seasons Hotels, Best Western, Starwood Hotels & Resorts, Corinthia Hotels, Rocco Forte, Rixos Hotels.
По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марины Смирновой, доля отелей ушедших брендов может составлять примерно 20% от всего сетевого качественного гостиничного фонда России. Важно, что действующие гостиницы работу не останавливают: все отели ушедших зарубежных брендов продолжат работать и под управлением, и по франшизе, заморожены лишь инвестиции в будущие проекты.
«Уход брендов в случае с гостиницами ничего не означает. В отличие от других брендовых компаний, покинувших российский рынок, их национализировать не придется, Они и так преимущественно в российской собственности», – говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
В стране за последние годы сформировались культура и система управления отелями. 20 лет назад управляющими и директорами брендовых отелей были исключительно экспаты, сейчас на руководящих позициях, как правило, россияне, и только за редким исключением – иностранцы. Кроме того, основное расширение качественного гостиничного фонда в стране шло не за счет строительства собственных отелей международных брендов, а по франшизе.
Фактических сложностей уход брендов не создаст. Прежде всего, собственникам, то есть российским юридическим лицам, надо будет оперативно поменять управляющую компанию. А вот юридических проблем и просто неясности много, полагает Алексей Мусакин. Например, IHG и Hyatt убирают головной офис, но он обслуживал не только Россию, но и все страны СНГ. Непонятно, что будет с новыми проектами – заморозят их или откажутся, но это нарушение условий договора, соответственно, штрафные санкции. К тому же сейчас максимально льготный период для строительства, и инвесторам, по словам собеседника, будет очень трудно отказываться от таких предложений. Есть проблемы у российских отелей-франчайзи международных брендов: они готовы платить франшизу, но не могут перевести деньги из-за блокировки банков. Соответственно им грозят штрафы за нарушение сроков, хотя это происходит не по их вине.
«Гостиничный бизнес также очень беспокоит проблема отключения от глобальных систем бронирования, лишения интеграции с автоматизированными системами управления отелями (PMS), – говорит Алексей Мусакин. – К тому же после ухода с рынка агрегатора Booking.com и других их место заняли отечественные сервисы и довольно резко взвинтили размер комиссии. По этому поводу мы обратимся в ФАС и другие компетентные органы».
Светлана Ставцева, RATA-news