Туроператоры по России: за время ковида мы научились ждать
По данным «Сети магазинов горящих путевок», за прошедшие две недели, все зарубежные направления, открытые для россиян, просели – включая популярные Турцию и Египет. Рост продаж отмечен только в сегменте внутреннего туризма. Как показал опрос RATA-news, операторы в целом подтверждают тенденцию, однако их показатели имеют заметный разброс.
«Люди еще не отошли от психологического потрясения из-за текущих событий, не считают возможным думать об отдыхе. Тем более, аэропорты юга закрыты. Помимо психологического фактора влияет и экономический – народ задумался, а будет ли на что поехать в отпуск? По предыдущим кризисам мы уже знаем, что первым делом сокращают поездки и развлечения», – пояснил генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Пока спрос падает, ценник на размещение держится на месте, но эксперт не исключает, что с восстановлением спроса цены поползут вверх. Стоимость продуктовой корзины туриста, по разным оценкам, с начала года выросла уже на 20-25%. «Единственный плюс – исход Booking.com, что позволило почти поровну распределить его долю между оставшимися участниками рынка», – уточнил он.
Г-н Ромашкин считает, что запуск с 15 марта очередного этапа программы кэшбэка подстегнет спрос. Действие акция заканчивается в июне, а на это месяц приходится 10-15% годовых объемов поездок россиян. Но продажи активизируются только на открытых направления, где нормально летают самолеты. И пока не возобновится воздушное сообщение с Крымом, даже кэшбэк ему не поможет, полагает он. В случае улучшения политической ситуации спрос восстановится за две недели. «За время ковида мы научились ждать. У туристов сейчас железные нервы, они могут выжидать до последнего момента и решиться на поездку за три дня», – сказал Сергей Ромашкин.
Туристический рынок болезненно реагирует на любые негативные события, поэтому продажи ожидаемо просели, подтверждает коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. «Бронировать продолжают, но по сравнению с серединой февраля отмечаем падение в районе 50%. Востребованы Сочи, Абхазия, Кавминводы, загородные отели и санатории регионов средней полосы России, Урала, Сибири. Траты на экскурсионку, как всегда, сокращают первыми», – говорит она. Г-жа Булах уверена, что кэшбэк поможет разогнать спрос, сейчас уже бронируют март-апрель, а не только летний период. Но все зависит от наличия перевозки.
Директор департамента рекламы и PR компании «Русский Экспресс» Анна Филатовская отметила довольно активное бронирование туров по России, берут вплоть до августа. Доля российского турпродукта в структуре продаж оператора сейчас составляет почти половину. Чаще запрашивают ближайшие даты, наиболее востребованы популярные объекты размещения в Сочи. «Мы активно готовимся к старту очередной акции кэшбэка и ожидаем, что 15 марта продажи резко пойдут вверх», – уточнила она.
В компании «Интурист» последние два дня также наблюдают рост продаж внутреннего продукта. По оценкам директора по связям с общественностью Дарьи Домостроевой, «дно» в объемах бронирования было достигнуто 4-5 марта по всем направлениям, но потом спрос постепенно начал расти. «Последние два дня действительно активно покупают. Но в целом продажи по итогам прошлой недели соответствуют худшим апрельским показателям 2020-го, когда было полное непонимание происходящего, – подчеркнула она. – Понятно, что российские направления охотно будут бронировать и по кэшбэку, но до восстановления объемов еще далеко. На первом месте Сочи, на второе вышла Анапа, на третьем – сити-туры и экскурсионные программы в Санкт-Петербург. Четвертой строкой идет Калининград, а на пятое место со второго опустился Крым». Г-жа Домостроева ожидает быстрого восстановления спроса на Крым, когда возобновит работу аэропорт в Симферополе.
Также эксперт отметила оживление продаж по Кавминводам, в спросе майские праздники и летние туры. Неплохо берут и Карелию, к примеру поездки на Валаам и другие программы, связанные с периодом летней навигации на Ладоге. «Сейчас Россия занимает около 80% в общей доле наших продаж. Но если нынешняя ситуация продлится еще долго, то все отели сочинского побережья встанут на «стопы», продавать будет ничего», – считает г-жа Домостроева.
С коллегой согласен и заместитель генерального директора компании «Росюгкурорт» Валерий Сычев: «Сочи не сможет принять больше людей, чем принимал до этого. Спрос однозначно возрастет. Актуален и вопрос с ценами. От отелей уже поступает шквал уведомлений по изменению расценок, так что надо быть готовым к довольно сильному удорожанию отдыха».
Наталья Панферова, RATA-news